• Журнал «Арсенал предпринимателя» февраль 2014

Можно ли обойтись без кассового аппарата при проведении тренинговых занятий?

  • 0 комментариев
  • 5971 просмотр
Полистать демо-версию печатного журнала
Автор ответа:
  • Лазукова Екатерина | профессиональный бухгалтер, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
ИП применяет УСН с объектом «доходы», проводит тренинговые занятия.
Можно ли ИП обойтись без кассового аппарата? Если можно, что для этого нужно сделать?


В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № -54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее – Закон № 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника (далее – ККТ), включенная в Государственный реестр, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями (далее – ИП) при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Пунктом 1 ст. 5 Закона № 54-ФЗ установлена обязанность продавца выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.

Таким образом, при реализации услуг, оплата за которые полностью или частично осуществляется наличными денежными средствами, продавец обязан применять ККТ и выдавать покупателям чек.

Однако из данного правила существует несколько исключений:

  1. В соответствии с п. 3 ст. 2 Закона № 54-ФЗ ИП разрешено не применять ККТ в силу специфики их деятельности либо особенностей местонахождения при осуществлении видов деятельности, перечисленных в этом пункте. Однако рассматриваемая деятельность не перечислена в указанном пункте.
  2. Кроме того, вправе осуществлять наличные денежные расчеты без применения ККТ индивидуальные предприниматели, которые являются плательщиками ЕНВД по розничной торговле, а также предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения (п. 2.1 ст. 2 Закона № 54-ФЗ). В этом случае вместо чека ККТ покупателю (клиенту) по его требованию в момент оплаты товара (работы, услуги) выдается документ (товарный чек, квитанция или иной документ, подтверждающий прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)). Закон № 54-ФЗ в качестве единственного требования к такому документу устанавливает требование о том, что он должен содержать сведения, перечень которых приведен в п. 2.1 ст. 2 Закона № 54-ФЗ. Данным способом могут воспользоваться только те ИП, которые не подпадают под действие п. 2 и 3 ст. 2 Закона № 54-ФЗ. В п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ поименованы лица, оказывающие услуги населению. Поэтому предприниматели, занимающиеся оказанием услуг населению, даже если они являются плательщиками ЕНВД (или ИП, применяющие патентную систему налогообложения), под данное исключение не подпадают.
  3. Помимо этого, п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ предусмотрено, что ИП в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности (далее – БСО).

Принадлежность того или иного вида деятельности к услугам, которые предоставляются населению, определяется в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденным постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 № 163 (далее – ОКУН).

Таким образом, ИП, занимающиеся оказанием услуг по проведению тренингов, должны выдавать клиентам либо чеки ККТ, либо БСО (письмо Минфина России от 18.03.2008 № 03-01-15/3-67).

Использование БСО вместо чеков ККТ возможно только при оказании услуг физическим лицам. Что касается услуг, оказываемых юридическим лицам, то в данном случае использование БСО невозможно (так как юридические лица под понятие «население» не подпадают). При оказании таких услуг необходимо применять ККТ в общеустановленном порядке.

Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 утверждено Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее – Положение).

Положение устанавливает порядок осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи документа, оформленного на бланке строгой отчетности, приравненного к кассовому чеку, а также порядок утверждения, учета, хранения и уничтожения таких бланков (п. 1 Положения).

Пунктом 5 Положения установлено, что, если в соответствии с законодательством РФ федеральные органы исполнительной власти наделены полномочиями по утверждению форм бланков документов, используемых при оказании услуг населению, такие федеральные органы исполнительной власти утверждают указанные формы бланков документов для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

В настоящее время ни один из органов исполнительной власти не наделен полномочиями по утверждению форм бланков документов по рассматриваемым услугам.

Индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги населению, могут самостоятельно разрабатывать и применять документы, приравненные к кассовым чекам, предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ, в которых в обязательном порядке должны содержаться реквизиты, установленные п. 3 Положения. А именно:

  • наименование документа, шестизначный номер и серия;
  • фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя;
  • идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный индивидуальному предпринимателю;
  • вид услуги;
  • стоимость услуги в денежном выражении;
  • размер оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты;
  • дата осуществления расчета и составления документа;
  • должность, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личная подпись, печать индивидуального предпринимателя;
  • иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми индивидуальный предприниматель вправе дополнить документ.

Утверждения формы такого документа уполномоченными федеральными органами исполнительной власти не требуется (письма Минфина России от 21.01.2009 № 03-01-15/1-18, от 19.01.2009 № 03-01-15/1-14, от 15.12.2008 № 03-01-15/12-376, от 22.08.2008 № 03-01-15/10-303, от 20.08.2008 № 03-01-15/9-294). Соответственно, БСО, разработанный лицом, оказывающим услуги по проведению тренингов, содержать отметку о том, что данный БСО утвержден Минфином России, не должен.

Согласно п. 4 Положения бланк документа может быть изготовлен либо типографским способом, либо может быть сформирован с использованием автоматизированных систем. При этом изготовленный типографским способом бланк документа наряду с реквизитами, установленными п. 3 Положения, должен содержать сведения об изготовителе бланка документа (сокращенное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения, номер заказа и год его выполнения, тираж), если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами об утверждении форм бланков таких документов.

В случае создания бланка с использованием автоматизированных систем, по мнению Минфина России, изложенному в письмах от 26.11.2008 № 03-01-15/11-362, от 22.08.2008 № 03-01-15/10-303, по своим параметрам функционирования автоматизированные системы должны отвечать требованиям, предъявляемым к контрольно-кассовой технике, то есть простой компьютер для формирования бланков строгой отчетности использован быть не может. Смотрите также письма Минфина России от 25.11.2010 № 03-01-15/8-250, от 03.02.2009 № 03-01-15/1-43.

Итак, бланк БСО, используемый вместо чека ККТ при оказании услуг по проведению тренингов, ИП, оказывающие такие услуги, могут разработать самостоятельно. Но применение этого документа будет правомерно только в том случае, если он отвечает всем требованиям к БСО, изложенным выше. Если таким требованиям разработанный БСО не отвечает, клиенту необходимо выдавать чек ККТ.

К сведению
СвернутьПоказать

Согласно ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ неприменение ККТ влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на граждан – в размере от 1500 до 2000 руб.;
  • на должностных лиц – от 3000 до 4000 руб.;
  • на юридических лиц – от 30 000 до 40 000 руб.

В постановлении Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 № 16 «О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 КоАП РФ, за неприменение контрольно-кассовых машин» разъяснено, что под неприменением контрольно-кассовых машин следует понимать:

  • фактическое неиспользование контрольно-кассового аппарата (в том числе по причине его отсутствия);
  • использование ККТ, не зарегистрированной в налоговых органах;
  • использование ККТ, не включенной в Государственный реестр;
  • использование ККТ без фискальной (контрольной) памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти;
  • использование ККТ, у которой пломба отсутствует либо имеет повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной памяти;
  • пробитие ККТ чека с указанием суммы менее уплаченной покупателем (клиентом).
Полистать демо-версию печатного журнала
на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.

  нет голосов

Тематика:

Нет комментариев
Свернуть форму комментария Комментировать

  • Добавить
Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы


Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.