В соответствии со ст. 53 и 91 ГК РФ, ст. 32 и 40 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон об ООО) руководство текущей деятельностью общества с ограниченной ответственностью осуществляется единоличным исполнительным органом общества или единоличным исполнительным органом общества и коллегиальным исполнительным органом общества.
С точки зрения гражданского законодательства, единственным основанием возникновения полномочий единоличного исполнительного органа ООО является решение соответствующего органа общества (общего собрания либо совета директоров). Закон относит к компетенции таких органов общества вопросы образования единоличного исполнительного органа (избрание генерального директора) и досрочного прекращения его полномочий (п. 2 ст. 33 Закона об ООО), однако не предусматривает возможности назначения в обществе «исполняющего обязанности» единоличного исполнительного органа. В обществе, состоящем из одного участника, соответствующее решение принимается единственным участником общества единолично и оформляется письменно (ст. 39 Закона об ООО).
Предполагается, что всеми полномочиями, указанными в ст. 40 Закона об ООО (полномочиями руководителя), в любом случае может обладать только единоличный исполнительный орган, назначаемый в порядке, предусмотренном Законом об ООО и уставом общества. Соответственно, уполномоченным органом общества в любом случае принимается решение об избрании нового единоличного исполнительного органа общества, причем только на ту должность, которая указана в уставе ООО. Принятие же решения о назначении «исполняющего обязанности» единоличного исполнительного органа не повлечет перехода к данному лицу прав и обязанностей руководителя общества. Такими правами и обязанностями обладает только лицо, в установленном порядке избранное единоличным исполнительным органом общества (сведения о котором в силу подп. «л» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц и не исключаются оттуда на периоды его временного отсутствия).
В ситуации, когда директор по причине временного отсутствия не может осуществлять свои полномочия, он вправе возложить функции представительства от имени общества по определенным вопросам на другое лицо путем выдачи соответствующей доверенности по правилам, предусмотренным ГК РФ. В таком случае единоличный исполнительный орган общества выдает доверенности на право представительства от имени общества, в том числе доверенности с правом передоверия (подп. 2 п. 3 ст. 40 Закона об ООО).
На практике полномочия руководителя зачастую возлагаются на заместителя (заместителей) не путем оформления доверенности, а путем издания приказа по организации. Строго говоря, приказ – это локальный нормативный акт, регулирующий отношения внутри организации и не имеющий юридической силы в отношениях с третьими лицами. Однако в ряде случаев суды признают такой документ (приказ) надлежащим оформлением доверенности. Как указал Пленум ВАС РФ в постановлении от 27.09.1994 № 29, приказ, уполномочивающий на заключение договоров, по существу может выполнять функции доверенности. То есть наделить лицо определенными полномочиями можно не только документом, именуемым «доверенность», но и документом, названным «приказ», в котором должны быть отражены все те условия, которые в силу ст. 185 ГК РФ обязательны для доверенности. Такой подход в целом поддерживается в судебной практике (п. 11 постановления Пленума ВАС РФ от 09.12.2002 № 11, определение ВАС РФ от 11.09.2007 № 10435/07, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 24.04.2007 по делу № А43-14376/2006-8-81, ФАС Уральского округа от 19.05.2008 № Ф09-2294/08-С5, ФАС Северо-Кавказского округа от 24.02.1999 № Ф08-37/99). В то же время отметим, что, по мнению некоторых специалистов, издания приказа для передачи полномочий руководителя недостаточно, следует оформить и доверенность.
В правоприменительной практике действительно можно встретить примеры признания возможным возложения на лицо, не являющееся единоличным исполнительным органом общества, полномочий действовать от имени общества без доверенности по определенным вопросам (см., например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.10.2005 № Ф02-4967/05-С2, Десятого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2012 № 10АП-3685/12). Однако, как нам представляется, по вышеизложенным основаниям такой подход не вполне соответствует закону, а вероятность его применения судом (тем более в отсутствие прямого указания в уставе на перечень полномочий, которыми обладает заместитель директора общества) весьма невысока, о чем свидетельствует и судебная практика (см., например, постановления ФАС Московского округа от 16.11.2010 № КГ-А40/10694-10 и от 29.12.2008 № КГ-А40/12534-08-П). В связи с этим, по нашему мнению, в отношениях с третьими лицами полномочия лица, исполняющего обязанности руководителя общества, целесообразно подтверждать именно доверенностью (см., например, постановления ФАС Московского округа от 29.06.2010 № КГ-А40/4332-10 по делу № А40-127493/09-102-952, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2011 № 13АП-1037/2011).