В соответствии с п. 3 ст. 346.11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями (далее – ИП) предусматривает их освобождение от обязанности по уплате НДФЛ (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. 2, 4 и 5 ст. 224 НК РФ), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности). ИП, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ.
Иные налоги уплачиваются ИП, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Земельный налог Земельный налог относится к местным налогам (ст. 15 НК РФ). Он устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (п. 1 ст. 387 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются в том числе физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности (а также на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения).
Для ИП, применяющих упрощенную систему налогообложения, освобождение от уплаты земельного налога не предусмотрено, данный налог предприниматель должен уплачивать на общих основаниях (п. 3 ст. 346.11 НК РФ, письмо Минфина России от 07.10.2013 № 03-11-11/41438).
В соответствии с п. 3 ст. 391, п. 2 ст. 396 НК РФ налогоплательщики – физические лица, являющиеся ИП, в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности, определяют налоговую базу и исчисляют сумму земельного налога самостоятельно. Налоговая база определяется на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности (праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения).
При этом в силу п. 1 и 3 ст. 398 НК РФ не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, коммерсант обязан представить в налоговый орган по месту нахождения такого земельного участка налоговую декларацию (письма Минфина России от 11.04.2012 № 03-05-06-02/29, от 18.10.2011 № 03-05-06-02/105). Форма налоговой декларации по земельному налогу утверждена приказом ФНС России от 28.10.2011 № ММВ-7-11/696@.
Также и уплата земельного налога (авансовых платежей по налогу) производится в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения (п. 3 ст. 397 НК РФ).
Обращаем внимание, что из формулировки вышеуказанных норм НК РФ следует, что ИП определяет налоговую базу, исчисляет земельный налог и представляет налоговую декларацию не только в отношении фактически используемых в предпринимательской деятельности земельных участков, но и предназначенных для использования в этой деятельности. Представители Минфина России разъясняют, что если в правоустанавливающем документе на земельный участок, принадлежащем на праве собственности коммерсанту, определен вид разрешенного использования, связанный с предпринимательской деятельностью, в отношении такого земельного участка, то бизнесмен определяет налоговую базу самостоятельно, вне зависимости от осуществления на данном земельном участке коммерческой деятельности (письма Минфина России от 05.03.2012 № 03-05-06-02/21, от 20.03.2012 № 03-05-06-02/25, от 12.08.2011 № 03-05-04-02/76).
Таким образом, учитывая, что в рассматриваемом случае земельный участок используется ИП для осуществления предпринимательской деятельности, он обязан в отношении этого участка самостоятельно осуществить исчисление земельного налога, а также произвести его уплату и представить налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения данного земельного участка (письмо ФНС России от 23.01.2013 № БС-3-11/177).
В связи с этим ИП должен быть поставлен на учет в налоговом органе по месту фактического нахождения принадлежащего ему земельного участка (недвижимого имущества) (п. 1 ст. 83, подп. 3 п. 5 ст. 83 НК РФ, п. 1 ст. 130 ГК РФ).
Постановка на учет по месту нахождения недвижимого имущества Согласно п. 5 ст. 83 НК РФ и п. 4 ст. 85 НК РФ постановка на учет, снятие с учета физического лица в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества происходят на основании сведений, сообщаемых органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. На указанные органы возложена обязанность сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, зарегистрированном в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и о его владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 1 марта представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Налоговый орган обязан осуществить постановку физического лица на учет по месту нахождения принадлежащего ему земельного участка в течение пяти рабочих дней со дня получения таких сведений (абзац четвертый п. 2 ст. 84 НК РФ). В тот же срок налоговый орган обязан выдать (или направить по почте заказным письмом) ИП уведомление о постановке на учет в налоговом органе по форме, утвержденной приказом ФНС России от 11.08.2011 № ЯК-7-6/488@.
При этом датой постановки на учет физического лица (датой учета сведений в отношении физического лица) в налоговом органе будет являться дата регистрации права на земельный участок, содержащаяся в сведениях, сообщенных органами, указанными в п. 4 ст. 85 НК РФ (п. 14 Порядка постановки на учет, снятия с учета в налоговых органах <...>, утвержденного приказом Минфина России от 05.11.2009 № 114н).
Ответственность за несвоевременную уплату налога и несвоевременное представление налоговой декларации Пунктом 5 ст. 23 НК РФ установлено, что за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Так, в случае уплаты причитающейся суммы налога в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен уплатить пени в порядке, определенном ст. 75 НК РФ.
Кроме того, ст. 122 НК РФ предусматривает ответственность в виде взыскания штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога за неуплату или неполную уплату сумм налога, но лишь возникших в результате:
- занижения налоговой базы;
- иного неправильного исчисления налога;
- других неправомерных действий (бездействия)
при условии, что такое деяние не содержит признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 129.3 НК РФ.
В иных случаях при неуплате налога в установленный срок взыскиваются только пени (п. 1, 2 ст. 75 НК РФ) (смотрите также п. 19 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).
Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5% не уплаченной в установленный срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 рублей (п. 1 ст. 119 НК РФ).
Налог на имущество физических лиц Как указано выше, применение упрощенной системы налогообложения ИП предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности.
Нормы НК РФ не устанавливают обязанность налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, представлять налоговому органу документы, подтверждающие использование имущества в предпринимательских целях, как и не устанавливают перечень таких документов (смотрите, например, постановление ФАС СевероКавказского округа от 14.04.2010 по делу № А32-1886/2009-19/98, постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 31.08.2009 по делу № А64-6950/08).
С этим согласны и представители официальных органов. Тем не менее они считают, что в целях реализации предоставленного главой 26.2 НК РФ права на освобождение от уплаты налога на имущество физических лиц ИП, применяющие УСН, должны представлять соответствующее заявление в произвольной форме, а также любые документы, которые могут подтверждать факт использования объектов недвижимости для осуществления предпринимательской деятельности. Смотрите, например, письма Минфина России от 29.07.2011 № 03-11-11/199, от 04.05.2011 № 03-05-06-01/46, ФНС России от 04.08.2010 № ШС-17-3/847, письма УФНС России по г. Москве от 25.11.2008 № 18-12/1/109648@, от 25.11.2008 № 18-12/1/109650@, от 15.01.2008 № 18-12/4/002026@.
Основанием являются положения Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (далее – Закон № 2003-1), которым установлен порядок налогообложения имущества физических лиц. В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона № 2003-1 исчисление налога на имущество физических лиц производится налоговыми органами. При этом лица, имеющие право на льготы, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы.
Иными словами, если действий по реализации права на льготу, установленного п. 3 ст. 346.11 НК РФ, предприниматель, владеющий имуществом, не совершит, то такое имущество будет облагаться в соответствии с нормами Закона № 2003-1 как имущество физического лица, не являющегося ИП. В данном случае налоговые органы самостоятельно исчислят сумму земельного налога, подлежащую уплате физическим лицом, и пришлют соответствующее налоговое уведомление об уплате налога (п. 2, 3 ст. 52 НК РФ, п. 8 ст. 5 Закона № 2003-1). Поэтому необходимые документы должны быть представлены в сроки, позволяющие налоговому органу исчислить сумму налога на имущество физических лиц и направить налогоплательщику соответствующее налоговое уведомление в установленные сроки (письмо Минфина России от 05.03.2012 № 03-11-11/67).
Основанием для освобождения ИП от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц могут являться документы, подтверждающие применение ИП упрощенной системы налогообложения и фактическое использование указанного имущества в предпринимательской деятельности в течение налогового периода. Состав представляемых документов определяется в зависимости от характера использования имущества в предпринимательской деятельности, например (письма Минфина России от 20.01.2014 № 03-11-11/1484, от 11.11.2013 № 03-05-06-01/48006, от 05.03.2012 № 03-11-11/67):
- договоры с поставщиками, покупателями, арендаторами;
- документы с указанием адреса конкретного помещения в качестве места приема-отпуска товаров;
- документы с указанием адреса места выполнения трудовых функций работников ИП;
- платежные документы, свидетельствующие о получении доходов от осуществляемого вида предпринимательской деятельности;
- другие документы.