Top.Mail.Ru

Какие документы по НДС должна представлять в налоговые органы организация, применяющая УСН, при аренде земельного участка для размещения парковки?

Вопрос
Организация, применяющая УСН, арендует у комитета по имуществу города земельный участок для размещения парковки для посетителей ее торгового центра. В этой связи она является налоговым агентом по НДС. В предыдущие годы она сдавала только нулевые декларации по НДС. Какие документы по НДС организация должна составлять и представлять в налоговые органы в связи с изменениями НК РФ, вступившими в силу с 01.01.2014?
Отвечает

В рассматриваемой ситуации организация-арендатор, применяющая УСН и выступающая налоговым агентом по НДС, в 2014 году должна составлять счета-фактуры, вести часть 1 журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур и книгу продаж. Кроме того, она обязана представлять в налоговый орган по месту своего учета декларации по НДС.

В соответствии с п. 2 ст. 346.11 НК РФ организации, применяющие УСН, не признаются плательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ.

В то же время п. 5 ст. 346.11 НК РФ предусмотрено, что организации, применяющие УСН, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных НК РФ.

В связи с этим организации, применяющие «упрощенку», признаются налоговыми агентами по НДС в случаях, предусмотренных ст. 161 НК РФ (письма Минфина России от 18.07.2013 № 03-07-11/28306, от 05.04.2013 № 03-07-11/11247).

Так, из п. 3 ст. 161 НК РФ следует, что при аренде на территории РФ у органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества арендаторы признаются налоговыми агентами по НДС, которые обязаны исчислять, удерживать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплачивать в бюджет соответствующую сумму НДС.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание условия рассматриваемой ситуации, полагаем, что организация-арендатор в данном случае признается налоговым агентом по НДС в силу п. 3 ст. 161 НК РФ.

В то же время необходимо учитывать, что согласно подп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежат обложению НДС (освобождаются от налогообложения) операции по оказанию услуг уполномоченными на то органами, за которые взимается государственная пошлина, все виды лицензионных регистрационных и патентных пошлин и сборов, таможенных сборов за хранение, а также пошлины и сборы, взимаемые государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав (в том числе платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами).

Для целей применения подп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ земля является природным ресурсом (п. 1 ст. 11 НК РФ, ст. 9 Конституции РФ, п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ, п. 3 ст. 129 ГК РФ).

Из п. 3 ст. 41 БК РФ, Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н, следует, что доходы, получаемые в виде арендной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества, в том числе земельных участков, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, являются неналоговыми доходами бюджетов бюджетной системы РФ.

Согласно официальной позиции арендная плата, взимаемая с организаций, заключивших с органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления договоры аренды земельных участков, находящихся в собственности РФ, субъектов РФ и муниципальной собственности, относящаяся к платежам в бюджет за право пользования указанными земельными участками, не подлежит обложению НДС на основании подп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ (письма Минфина России от 18.10.2012 № 03-07-11/436, от 01.03.2012 № 03-07-11/57, от 01.02.2011 № 03-07-11/21, от 21.04.2009 № 03-07-11/111, от 30.10.2006 № 03-04-15/198, УФНС России по г. Москве от 27.03.2007 № 19-11/28227, от 05.10.2006 № 19-11/87962, УФНС России по Московской области от 01.02.2007 № 23-26/0130).

Таким образом, если исходить из позиции специалистов финансового ведомства и налоговых органов, организация-арендатор в рассматриваемой ситуации не должна удерживать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплачивать в бюджет НДС (дополнительно см. постановление ФАС Московского округа от 02.05.2007 № КА-А41/3222-07).

Однако на налоговых агентов возлагаются и иные обязанности, поименованные в п. 3 ст. 24 НК РФ. Дополнительные обязанности могут устанавливаться нормами специальных глав НК РФ (п. 3.1 ст. 24 НК РФ).

Так, в силу требований п. 3 ст. 168 НК РФ при исчислении суммы НДС в соответствии с п. 1–3 ст. 161 НК РФ налоговыми агентами, указанными в п. 2 и 3 ст. 161 НК РФ, составляются счета-фактуры в порядке, установленном п. 5 и 6 ст. 169 НК РФ. Каких-либо исключений из данного правила нормы главы 21 НК РФ не устанавливают.

Необходимо обратить внимание, что подп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ в редакции подп. «а» п. 3 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 420-ФЗ (далее – Закон № 420-ФЗ), вступившей в силу 01.01.2014 (п. 1 ст. 6 Закона № 420-ФЗ), устанавливает, что налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, за исключением операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со ст. 149 НК РФ.

Напоминаем, что ранее действовавшая редакция подп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ определяла следующее: налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, если иное не предусмотрено п. 4 ст. 169 НК РФ, при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, в том числе не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со ст. 149 НК РФ.

Таким образом, с 01.01.2014 на основании подп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ при осуществлении налогоплательщиками любых операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со ст. 149 НК РФ, счета-фактуры не составляются, журнал учета счетов-фактур и книга продаж не заполняются.

Однако из буквального содержания подп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ следует, что его положения не распространяют своего действия на налоговых агентов, не являющихся плательщиками НДС. Поэтому считаем, что формально организация-арендатор в рассматриваемой ситуации все же должна составлять счета-фактуры в установленном порядке.

Формы и правила заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по НДС, во исполнение п. 8 ст. 169 НК РФ утверждены постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137 (далее – Постановление № 1137).

Из п. 2 и 3 Правил ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, применяемых при расчетах по НДС, утвержденных Постановлением № 1137, вытекает, что налоговые агенты, не являющиеся плательщиками НДС, должны вести только часть 1 журнала учета в тех налоговых периодах, в которых они составляли соответствующие счета-фактуры.

Необходимость ведения организацией-арендатором в данном случае книги продаж и регистрации в ней составленных счетов-фактур прослеживается из содержания п. 3, 15 Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по НДС, утвержденных Постановлением № 1137.

А вот необходимость ведения организацией-арендатором в рассматриваемой ситуации книги покупок и регистрации в ней счетов-фактур не обусловлена ни требованиями главы 21 НК РФ, ни требованиями Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по НДС, утвержденных Постановлением № 1137, ведь заявлять право на вычет сумм НДС организация, применяющая УСН, не вправе.

Если же организация примет решение на основании подп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ не только не составлять счета-фактуры, но и не вести журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги продаж, то не исключены претензии со стороны налоговых органов.

Напоминаем, что с целью минимизации налоговых рисков организация вправе обратиться за письменными разъяснениями по данному вопросу непосредственно в Минфин России (подп. 2 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Кроме того, налоговые агенты, не являющиеся плательщиками НДС, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (абз. 2 п. 5 ст. 174 НК РФ). Специалисты ФНС России разъяснили, что на таких налоговых агентов не распространяются требования абз. 1 п. 5 ст. 174 НК РФ (в редакции Федерального закона от 28.06.2013 № 134-ФЗ) о представлении налоговой декларации по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота (письмо ФНС России от 26.02.2014 № ГД-3-3/780@).

Отметим, что нормы НК РФ не обязывают налоговых агентов, не являющихся плательщиками НДС, представлять вместе с декларацией составленные счета-фактуры, журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги продаж.

При исполнении обязанности налогового агента организациями, не являющимися плательщиками НДС в связи с переходом на УСН в соответствии с главой 26.2 НК РФ, заполняются титульный лист и раздел 2 декларации. При отсутствии показателей для заполнения раздела 1 декларации в строках указанного раздела ставятся прочерки (п. 3 Порядка заполнения декларации по НДС, утвержденного приказом Минфина России от 15.10.2009 № 104н (далее – Порядок)). Кроме того, считаем, что в данном случае подлежит заполнению и раздел 7 декларации (п. 44 Порядка).

Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Сотрудника восстановили на работе. Выплаченное выходное пособие у него не удерживалось, записей по счетам бухгалтерского учета бухгалтерия пока не производила. Каков порядок отражения данной операции в бухгалтерском учете?

Организация в мае 2017 года сделала следующие бухгалтерские проводки по начислению и выплате выходного пособия: Дебет 26 «Общехозяйственные расходы», Кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - начислено выходное пособие; Дебет 70, Кредит 51 «Расчетный счет» - выплачено выходное пособие. После восстановления сотрудника на работе выплаченное выходное пособие у него не удерживалось, записей по счетам бухгалтерского учета бухгалтерия организации пока не производила. Каков порядок отражения данной операции в бухгалтерском учете?

Не запрещен ли возврат денежных средств за неоказанные услуги на счет банковской карты покупателя, если он внес аванс по эквайрингу через банковский терминал с применением онлайн-кассы и представил заявление об отказе от оказания услуг?

Не запрещен ли законодательно возврат денежных средств за неоказанные услуги по заявлению покупателя на счет его банковской карты, если клиент внес аванс по эквайрингу через банковский терминал с применением онлайн-кассы и в дальнейшем представил заявление об отказе от оказания услуг и попросил вернуть деньги безналичным путем на счет пластиковой карты без личного присутствия (в связи с тем, что согласование возврата не могло быть произведено в момент отказа от услуги)?

На учет принято ОС 1-ой амортизационной группы. В 2017 году используется старая форма налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество. Должна ли его стоимость попадать в налоговый расчет по авансовому платежу по налогу на имущество?

Организация приняла на учет основное средство первой амортизационной группы. Организация в 2017 году использует старую форму налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество. Должна ли его стоимость попадать в налоговый расчет по авансовому платежу по налогу на имущество? Если должна, то в какие разделы и строки? Должна ли строка 210 раздела 2 расчета по авансовому платежу по налогу на имущество совпадать с разностью 01 и 02 счетов и со строкой на конец квартала раздела 2?

Заключены договоры, обязательства по которым учитываются в долларах США, а оплата производится в рублях РФ. Каким образом оформлять счет на оплату, счет-фактуру или универсальный передаточный документ?

Заключены договоры, обязательства по которым учитываются в долларах США, а оплата производится в рублях РФ по курсу ЦБ РФ на дату оплаты. Договор предусматривает 50 % предоплату. Каким образом оформлять счет на оплату, счет-фактуру или универсальный передаточный документ? Необходимо ли оформлять два счета-фактуры с указанием суммы в рублях и в иностранной валюте?

Обязательно ли проставление двух подписей в строке «Груз получил грузополучатель» и в строке «Груз принял» на товарной накладной (форма ТОРГ-12)ответственными лицами покупателя или достаточно одной подписи?

Покупателю товар доставляется силами поставщика. Приемка товара осуществляется на территории (складах) покупателя ответственными лицами покупателя, которые и подписывают товарную накладную (форма ТОРГ-12). Впоследствии подписанная товарная накладная передается в бухгалтерию. Обязательно ли проставление двух подписей в строке «Груз получил грузополучатель» и в строке «Груз принял» на товарной накладной со стороны ­покупателя или достаточно проставления одной подписи?

Не запрещен ли возврат денежных средств за неоказанные услуги на счет банковской карты покупателя, если он внес аванс по эквайрингу через банковский терминал с применением онлайн-кассы и представил заявление об отказе от оказания услуг?

Не запрещен ли законодательно возврат денежных средств за неоказанные услуги по заявлению покупателя на счет его банковской карты, если клиент внес аванс по эквайрингу через банковский терминал с применением онлайн-кассы и в дальнейшем представил заявление об отказе от оказания услуг и попросил вернуть деньги безналичным путем на счет пластиковой карты без личного присутствия (в связи с тем, что согласование возврата не могло быть произведено в момент отказа от услуги)?

Облагаются ли НДС штрафы за простой транспортных средств организации, оказывающей транспортные услуги?

Организация оказывает транспортные услуги и в договоре с клиентом прописывает, что штрафы за простой включают в себя НДС. Клиент настаивает, что штраф должен быть без НДС. Он делает акцент на то, что простои не относятся к оказанию услуги и, соответственно, в базу по НДС не попадают. Но практика показывает, что с таких штрафов налоговые органы доначисляют НДС. ­Облагаются ли штрафы за простой НДС?

В положении о премировании закреплено, что премии начисляются по усмотрению руководителя подразделения и директора, конкретные схемы начисления текущих премий не прописаны. Является ли это нарушением законодательства?

В положении о премировании организации закреплены следующие положения: 1) премирование - это право работодателя, а не обязанность; 2) текущие премии могут начисляться по усмотрению директора по мотивированному представлению руководителя подразделения (текущее премирование может осуществляться по итогам работы за каждый календарный месяц работы в случае достижения работником высоких производственных показателей при одновременном безупречном выполнении работником трудовых обязанностей и правил трудовой дисциплины); 3) определен лишь предельный размер текущих премий (до 500 % должностного оклада). То есть в положении о премировании закреплено, что премии начисляются по усмотрению руководителя подразделения и директора, конкретные схемы начисления текущих премий не прописаны. Является ли это нарушением законодательства?