Top.Mail.Ru
Вопрос
Как правильно оформить выписку из коллективного договора? Ведь это многосторонний и многостраничный документ. Кто и как должен удостоверять такую выписку – какие нужны подписи, печати, формулировки?
Отвечает

Обычно в вышестоящие организации (в филиалах или представительствах, которые не являются юридическими лицами, могут заключаться коллективные договоры), а также по требованию контролирующих (трудовая инспекция) и судебных органов (в случае трудового спора) представляются копии коллективного договора. Копии сшиваются и удостоверяются в обычном порядке.

Но поскольку коллективный договор представляет собой правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации, который заключается работниками и работодателем в лице их представителей, то его копии могут удостоверять:

  • как уполномоченный представитель работодателя,
  • так и уполномоченный представитель работников.

Со стороны работодателя такие полномочия обычно делегируются руководителю кадровой службы, а со стороны работников такие полномочия имеет, как правило, председатель профсоюзной организации. Профсоюз обычно представляет интересы всех работников, даже не являющихся членами профсоюза, перед работодателем в процессе ведения коллективных переговоров. Здесь действует общее правило нашего делопроизводственного «ремесла»: тот, кто подписал документ, тот и имеет право удостоверять его копию.

Конкретное содержание и структура коллективного договора определяются сторонами, но, как и в любом договоре, его текст имеет преамбулу, нормативную и обязательственную части, а также заключительные положения о сроке действия, порядке внесения изменений и дополнений, количестве экземпляров для каждой из сторон. Никаких нормативных указаний о порядке удостоверения копий или выписок из коллективного договора не существует даже в методических рекомендациях о порядке заключения коллективных договоров, которые отраслевые профсоюзы или органы труда и занятости населения в субъектах Российской Федерации иногда разрабатывают в качестве вспомогательных материалов для профсоюзных организаций и работодателей.

Если все-таки требуется представление выписки из коллективного договора, что на практике встречается редко, то рекомендуем руководствоваться следующим:

  • выписка представляет собой копию части документа, оформленную и заверенную в установленном порядке (см. ГОСТ Р 7.0.8-2013 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» и «Управление документами. Термины и определения»: Словарь. – М., 2013);
  • при оформлении выписок:
    • копируется необходимая часть текста документа, именно в этом состоит цель создания выписки как официального документа, и
    • полностью повторяются все реквизиты заголовочной и оформляющей частей основного документа (кроме личных подписей);
  • выписка из документа оформляется, как правило, на чистых листах бумаги;
  • выписка имеет свое особенное наименование вида документа, она так и называется: ВЫПИСКА ИЗ ПРИКАЗА, ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛА и, возможно, ВЫПИСКА ИЗ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА;
  • отметка о заверении выписки оформляется по образцу оформления отметки о заверении копии по ГОСТу Р 6.30-2003 или в соответствии с приложением № 11 к п. 3.3.2 Методических рекомендаций по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти (утв. приказом Росархива от 23.12.2009 № 76). Поскольку речь идет об условиях труда и социально-трудовых отношениях, при ее заверении предпочтительной является форма отметки, предлагаемая Методическими рекомендациями:
Пример 1. Отметка о заверении выписки из коллективного договора работодателем
Пример 2. Отметка о заверении выписки из коллективного договора профкомом

Дата в отметке о заверении выписки является датой выписки как официального документа.

Листы многостраничных копий и выписок должны быть пронумерованы, а отметка о заверении копии или выписки, которая проставляется на лицевой стороне последнего ее листа, может быть дополнена указанием общего количества листов копии или выписки:

Пример 3. Отметка о заверении многостраничной выписки профкомом

Иногда в специально оговариваемых случаях отметкой со словом «Верно» допускается заверять каждый лист копии или выписки на нижнем поле (без проставления оттиска печати):

Пример 4. Отметка о заверении каждого листа многостраничной выписки

И, наконец, при скреплении многостраничной копии или выписки в обычном порядке на обороте сшива на специально наклеенном на него листе небольшого формата оформляется еще одна удостоверительная / заверительная надпись, которая будет характеризовать целостность носителя документа:

Пример 5. Отметка о заверении сшива листов многостраничной выписки

В целом при оформлении выписки из коллективного договора необходимо руководствоваться следующим примерным формуляром:

Пример 6

Копируется полностью преамбула текста договора с указанием полных наименований сторон и представителей работодателя и работников (с указанием наименований должностей и фамилий, имен и отчеств полностью, с обоснованием их полномочий), необходимые нормативные ссылки на Трудовой кодекс Российской Федерации, являющиеся основанием для заключения коллективного договора. Преамбула, как и в оригинале договора, заканчивается двоеточием.

Непосредственно за преамбулой оформляется копируемая часть текста коллективного договора с указанием пунктов и подпунктов (т.е. документируется цель выписки). Преамбула и копия части текста представляют собой содержательную часть выписки как документа.

Далее копируются подписи на коллективном договоре: наименования должностей представителей работодателя и работников так, как они оформлены в оригинале / экземпляре коллективного договора, и Ф.И.О., но только без собственноручных подписей.

Отметка о заверении выписки, удостоверенная подписью и печатью, содержащая дату выписки, представляет собой оформляющую часть документа – придает ей юридическую силу.

Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Нужны ли согласия для хранения персданных опекаемых и опекунов?

Веду архив в организации, и у меня возник вопрос касательно персональных данных. Включаем ли мы персональные данные (скан паспорта, СНИЛСа, свидетельства о рождении, о браке, о расторжении брака и т.д.) в дело, если это документы опекаемых или опекунов?

Соотношение дат согласования, утверждения, исполнения

Разработан проект локального нормативного акта. К проекту прилагается лист согласования, в котором оформлены визы разработчика, контролера и согласовывающих подразделений. ЛНА вводится в действие приказом, который подписывается генеральным директором. Просим разъяснить, может ли дата согласования проекта ЛНА быть более ранней, чем дата утверждения или согласование и утверждение должны быть проведены одной и той же датой?

Скан-копии: исполняем, сдаем в архив?

В наш адрес поступают документы на бумажном носителе, скан-копии бумажных документов и электронные документы, подписанные ЭП. В период пандемии значительно увеличился объем скан-копий, поступивших в электронной форме по каналам электронной связи. Можно ли их регистрировать как входящие и направлять на рассмотрение? Учитывая специфику государственного органа, часть документов (скан-копий) будут формироваться в протоколы заседаний, в составе которых будут переданы на постоянное хранение в государственный архив. Какими нормативными актами регулируется процесс работы с этой категорией документов?

Копии распорядительных документов включать в акт об уничтожении?

Нужно ли включать в Акт об уничтожении такие документы, как, например, «Приказы по основной деятельности. Копии». Очень сильно спорим с коллегами по данному вопросу. Считаю, что все документы по номенклатуре имеют 2 варианта «списания» из делопроизводства: или в описи (постоянного и свыше 10 лет хранения), или в акт на уничтожение (до 10 лет). Коллеги считают ненужным включать в акт копии распорядительных документов, которые направляются в подразделения и формируются подразделениями в соответствующие дела по их номенклатуре дел.

Когда названия документов писать с большой буквы и брать ли в кавычки?

Когда в преамбуле и по тексту договора стоит писать названия видов документов («Договор», «Устав», «Доверенность») с большой буквы? Так многие делают, почему? Когда наименования видов документов стоит оформлять с большой буквы и когда с маленькой, например, «Инструкция по делопроизводству» или «инструкция по делопроизводству», «Положение о…» или «положение о…»? Когда их брать в кавычки, а когда нет? Есть какая-то логика или можно писать как угодно?

Как оформить документ ДСП: «обычный» и в области обороны

Можно ли у Вас получить пример оформления документов ДСП в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.11.2021 № 2052? В частности, несекретных сопроводительных писем с документами ДСП в приложении.

В каком порядке указывать должность, ученую степень и звание, ФИО?

В какой последовательности необходимо указывать в организационно-правовых документах должность, ученую степень, ученое звание, фамилию и инициалы? Есть ли правила?

Как правильно в деловой переписке сокращать двойные имена и двойные отчества адресата, написанные через дефис?

Подскажите, пожалуйста, как правильно в деловой переписке сокращать двойные имена и двойные отчества адресата, написанные через дефис, например, Хож-Ахмед Султанович, Халимат Абрек-Зауровна?