Ни Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 323-ФЗ), ни Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ), ни Положение о лицензировании медицинской деятельности (утверждено постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291, далее – Положение), ни иные нормативные акты не устанавливают, что лицензия на осуществление медицинской деятельности может быть получена исключительно государственной или муниципальной организацией. Напротив, согласно п. 11 ст. 2 Закона № 323-ФЗ медицинской организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы.
Таким образом, при соблюдении предусмотренных законом требований общество с ограниченной ответственностью может осуществлять медицинскую деятельность.
В силу п. 1 ст. 49 ГК РФ, п. 2 ст. 2 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» общества с ограниченной ответственностью могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом, если это не противоречит предмету и целям деятельности, определено ограниченным уставом самого общества. Приведенные нормы не содержат требований о том, что каждый конкретный вид деятельности, который осуществляет общество с ограниченной ответственностью, должен указываться в уставе общества. Положений, обязывающих включать соответствующее указание в устав коммерческой организации, осуществляющей медицинскую деятельность, правовые акты также не содержат. Поэтому в связи с началом осуществления медицинской деятельности вносить в устав общества какие-либо изменения не требуется.
Органы управления юридического лица самостоятельно определяют его структуру, формируя структурные подразделения исходя из потребностей организации. В частности, штатное расписание организации может предусматривать такое структурное подразделение, как «медицинский кабинет». Само по себе законодательству это не противоречит.
Как указано в п. 11 ст. 2 Закона № 323-ФЗ, положения данного документа, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности.
Иными словами, закон не только не содержит требования о том, чтобы медицинская деятельность была основным либо единственным видом деятельности организации, но и прямо предусматривает обратное.
В силу п. 13 ст. 2 Закона № 323-ФЗ медицинским работником является физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности. Следовательно, организация, осуществляющая медицинскую деятельность на основании соответствующей лицензии, вправе заключить трудовой договор с врачом. Если основания для заключения срочного трудового договора отсутствуют (ст. 59 ТК РФ), договор с врачом должен быть заключен на неопределенный срок (ч. 2 ст. 58 ТК РФ).
Согласно п. 46 ст. 12 Закона № 99-ФЗ медицинская деятельность подлежит лицензированию. При этом законодательство о лицензировании не выделяет медицинскую деятельность, осуществляемую для собственных нужд организации, как не подлежащую лицензированию (как это установлено, например, для пассажирских перевозок, технического обслуживания медицинской техники). Иными словами, формально из закона следует, что даже в случае, если медицинские услуги планируется оказывать исключительно работникам организации, деятельность по их осуществлению относится к медицинской деятельности, а значит, подлежит лицензированию. Стало быть, для осуществления такой деятельности организации, как мы полагаем, необходима соответствующая лицензия, а сама она должна соответствовать лицензионным требованиям, перечисленным в п. 4 Положения.
К сведению
К сожалению, нам не удалось обнаружить правоприменительной практики, которая бы прямо подтверждала или опровергала бы высказанное выше мнение о необходимости получения лицензии. Можем лишь указать на то, что в судебной практике распространен подход, согласно которому такая разновидность медицинской деятельности, как проведение предрейсовых медицинских осмотров, не требует получения лицензии, если предрейсовые осмотры проводятся только в отношении своих водителей силами собственных работников, имеющих соответствующую подготовку и необходимые сертификаты (постановления ФАС Московского округа от 17.03.2010 № КА-А40/2021-10, ФАС Северо-Кавказского округа от 05.08.2009 по делу № А53-3470/2009, ФАС Западно-Сибирского округа от 05.03.2009 № Ф04-1311/2009(1741-А45-43), ФАС Волго-Вятского округа от 18.06.2008 по делу № А31-6296/2007-13, ФАС Поволжского округа от 05.07.2007 по делу № А12-2901/07, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2011 № 17АП-177/2011, Третьего арбитражного апелляционного суда от 10.08.2009 № 03АП-2388/2009, Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2009 № 06АП-747/2009).
В то же время нельзя не учитывать, что, во-первых, такой подход обосновывается в том числе ссылкой на положения п. 1.2 и 1.4 Типового положения об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств (приложение № 2 к Методическим рекомендациям «Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения. Организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств», утвержденным Минздравом РФ и Минтрансом РФ 29.01.2002), тогда как применительно к другим медицинским услугам подобные положения отсутствуют; во-вторых, что в судебной практике представлен и противоположный подход, согласно которому проведение предрейсовых медицинских осмотров в отсутствие соответствующей лицензии является нарушением (постановления ФАС Дальневосточного округа от 21.01.2011 № Ф03-9166/2010, ФАС Уральского округа от 11.02.2010 № Ф09-370/10-С1, от 24.07.2008 № Ф09-5320/08-С1, ФАС Северо-Кавказского округа от 08.05.2007 № Ф08-1326/07-564А, от 25.04.2007 № Ф08-2076/2007-853А, от 03.04.2007 № Ф08-1329/2007-563А).