Top.Mail.Ru

Каков порядок взыскания пени с учетом применения судом обеспечительных мер?

Вопрос
В результате налоговой проверки организации был доначислен налог на прибыль и НДС, а также взысканы штраф и пени. Организация, не согласившись с принятым решением, обжаловала его в суд. Одновременно с подачей заявления в суд было подано заявление о принятии обеспечительных мер в части приостановления действия требования об уплате налогов, пеней и штрафов. Обеспечительные меры были приняты судом в отношении возможных действий налогового органа по исполнению решения последнего в части привлечения организации к налоговой ответственности, доначисления недоимки и пеней. При этом операции по счетам организации в банках не приостанавливались, арест на ее счета или на имущество не накладывался.Суд признал действия налоговой инспекции законными, решение суда вступило в законную силу. Срок действия первого требования истек, пока шли судебные разбирательства. После вступления решения в законную силу налоговый орган сразу выставил инкассовые поручения на расчетный счет, а затем через два дня вынес постановление о взыскании налогов, штрафов и пеней за счет имущества. Позже налоговый орган доначислил пени за период с момента, когда должно было быть исполнено первое требование, до момента вынесения постановления о взыскании налога, пени и штрафов, то есть на сумму заложенности с учетом пени были доначислены новые пени.Каков общий порядок взыскания пени с учетом применения судом обеспечительных мер (без оценки правомерности действий налоговых органов в ­конкретной ситуации)?
Отвечает

Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно (то есть добровольно) и в установленный срок исполнить обязанность по уплате налога. В противном случае применяются меры принудительного характера – взыскание налога в порядке, предусмотренном ст. 46 и 47 НК РФ (п. 2 и 6 ст. 45 НК РФ).

Кроме того, за каждый день просрочки уплаты налога начиная со дня, следующего за установленным для его уплаты днем, начисляются пени. Причем сумма соответствующих пеней уплачивается независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, а ­также взыскания штрафов за налоговые правонарушения (п. 1–3 ст. 75 НК РФ).

Пени, начисляемые за несвоевременную уплату налога, взыскиваются с организации в том же порядке, что и недоимка (п. 8 ст. 45, п. 9 ст. 46, п. 8 ст. 47, п. 6 ст. 75 НК РФ, письмо Минфина России от 29.04.2011 № 03-02-07/1-149).

Общий порядок взыскания налога, пени, штрафа

Процедура принудительного взыскания налога (пени, штрафа) состоит из отдельных, но юридически неразрывно связанных этапов, в отношении каждого из которых установлены определенные сроки исполнения.

Первым этапом является направление требования об уплате налога (пени, штрафа). В рассматриваемом случае такое требование должно быть направлено не позднее 20 рабочих дней с даты вступления в силу соответствующего решения налогового органа, так как задолженность была выявлена в результате налоговой проверки (п. 6 ст. 6.1, п. 2 ст. 70 НК РФ).

При этом пени в требовании указываются в сумме, начисленной на дату направления этого требования (п. 4 ст. 69 НК РФ). Соответственно, после погашения недоимки налогоплательщику может быть направлено новое требование об уплате пени в размере, определенном с даты предыдущего расчета и по день фактического погашения недоимки.

По истечении указанного в требовании срока на добровольную уплату налога (пени, штрафов) выносится решение об их бесспорном взыскании (с соблюдением определенной последовательности):

  • за счет денежных средств на счетах налогоплательщика или его электронных денежных средств – не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. На основании этого решения в банк, где открыты счета налогоплательщика, направляется инкассовое поручение (п. 2–4 ст. 46 НК РФ). Поручение на списание денежных средств и их перечисление в бюджетную систему РФ в счет погашения налоговой задолженности подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной ст. 855 ГК РФ (письма Минфина России от 06.03.2014 № 03-02-07/1/9689, от 15.09.2011 № 03-02-07/1-330).

    Решение должно быть передано налогоплательщику в течение шести рабочих дней либо направлено по почте заказным письмом (в таком случае оно считается полученным по истечении 6 рабочих дней со дня направления заказного письма) (п. 6 ст. 6.1 НК РФ);

  • за счет иного имущества (в случае отсутствия или недостаточности денежных средств на счетах налогоплательщика, как в данном случае) – не позднее одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога (п. 7 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ). В течение трех рабочих дней с момента вынесения такого решения налоговый орган направляет соответствующее постановление судебному приставу-исполнителю для исполнения.

    Налог за счет иного имущества взыскивается в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пени, штрафа и с учетом сумм, взысканных со счетов налогоплательщика или его электронных ­денежных средств (п. 1 ст. 47 НК РФ).

Решение, принятое после истечения установленных сроков, считается недействительным и исполнению не подлежит (постановление ФАС Мос­ковского округа от 06.02.2014 № Ф05-17622/13 по делу № А40-19048/2013). При этом в случае пропуска установленного срока у налогового органа остается возможность обратиться в суд с заявлением о взыскании налога (также в определенные п. 3 ст. 46 и п. 1 ст. 47 НК РФ сроки).

Обращаем внимание, что срок исполнения требования об уплате налога (пени, штрафов) относится к числу обязательных данных, указываемых в нем (п. 4 ст. 69 НК РФ). С учетом положений п. 6 ст. 6.1 НК РФ требование должно быть исполнено в течение 8 рабочих дней с даты его получения, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Иными словами, срок добровольного погашения задолженности не может быть менее 8 рабочих дней после даты получения требования. Если требование направляется налогоплательщику по почте заказным письмом (что предусмотрено п. 6 ст. 69 НК РФ), оно считается полученным по истечении 6 рабочих дней с даты направления заказного письма.

Обжалование действий налогового органа

Организация вправе в установленном порядке обжаловать (в том числе в суде) акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению организации, они нарушают ее права (ст. 137 и 138 НК РФ).

При этом в соответствии с п. 2 ст. 138 НК РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ФНС России, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган.

Согласно п. 2 ст. 139 НК РФ налогоплательщик может обратиться с жалобой в вышестоящий налоговый орган в течение 1 года со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своих прав (или со дня вынесения обжалуемого решения). В ФНС России жалоба может быть подана в течение 3 месяцев со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе (апелляционной жалобе). К примеру, при несогласии с фактом начисления пени на сумму недоимки (или их размером) организация может подать жалобу в вышестоящий налоговый орган в течение 1 года с момента получения требования об их уплате (или с момента, когда требование считается полученным при его направлении заказным письмом). Именно на эту дату налогоплательщик узнал или должен был узнать об обязанности по уплате пени.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом.

До дня вступления в силу обжалуемого решения (о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения) может быть подана апелляционная жалоба в ­вышестоящий налоговый орган (п. 2 ст. 139.1 НК РФ).

Обжалование актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц в суде производится в порядке, предусмотренном соответствующим процессуальным законодательством РФ (п. 4 ст. 138 НК РФ).

Последствия применения судом обеспечительных мер

По ходатайству налогоплательщика арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения, а также по заявлению лица, участвующего в деле, применить обеспечительные меры, ­указанные в ст. 91 АПК РФ (ч. 1 ст. 90, ч. 3 ст. 199 АПК РФ).

В рассматриваемой ситуации суд, принявший к рассмотрению заявление налогоплательщика о признании недействительным решения налогового органа, на основании которого предполагается взыскание недоимки (пеней, штрафов), принял обеспечительные меры, запретив налоговому органу совершать действия, направленные на принудительное взыскание оспариваемых сумм. Соответственно, в этот период налоговый орган не вправе в бесспорном порядке взыскивать налог (пени и штрафы) (постановления ФАС Поволжского округа от 09.04.2014 № Ф06-5010/13 по делу № А06-6550/2013, ФАС Северо-Западного округа от 23.12.2013 № ­Ф07-9931/13 по делу № А42-1903/2013).

В связи с этим срок, в течение которого действует соответствующее определение суда, не включается в установленные ст. 46, 47, 70 НК РФ сроки на принятие мер по взысканию налоговой задолженности (п. 76 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 (далее – Постановление № 57), постановление Президиума ВАС РФ от 12.05.2009 № 17533/08). После отмены обеспечительных мер налоговый орган вправе продолжить процедуру бесспорного взыскания, что и было сделано в указанном случае.

К сведению

Обеспечительные меры сохраняют свое действие до вступления в силу соответствующего судебного акта и в случае отказа в удовлетворении заявления налогоплательщика. Резолютивная часть решения должна содержать указание на отмену принятых обеспечительных мер с момента вступления в силу судебного акта (ч. 5 ст. 96 АПК РФ, п. 76 Постановления № 57).

При отсутствии такого указания вступление в силу судебных актов не является безусловным основанием для отмены принятых обеспечительных мер (постановления ФАС Дальневосточного округа от 24.02.2014 № Ф03-202/14 по делу № А51-19917/2013, от 17.02.2012 № Ф03-205/12 по делу № А51-8290/2011; постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 16.08.2013 № Ф04-3273/13 по делу № А03-17021/2012, от 15.05.2012 № Ф04-2056/12 по делу № А03-13422/2011; постановления ФАС Уральского округа от 22.12.2011 № Ф09-8528/11 по делу № ­А07-4536/2011, от 12.10.2011 № Ф09-6426/11 по делу № А34-884/2011).

Обеспечительные меры могут быть также отменены отдельным определением суда и после вступления в силу судебных актов. Исключение представляют случаи, когда при принятии обеспечительных мер суд определил срок их действия ­(постановление ФАС Уральского округа от 25.11.2011 № Ф09-1819/08 по делу № А07-9109/2007).

Существует позиция, согласно которой в случае отказа в удовлетворении иска обеспечительные меры автоматически прекращают свое действие после вступления в силу судебного акта, которым дело рассмотрено по существу. Указание на их отмену в принятом по делу судебном акте либо принятие по ходатайству заинтересованного лица отдельного определения является правом суда, а не его обязанностью. Такой вывод со ссылками на ч. 5 ст. 96 АПК РФ и п. 25 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 55 содержится в постановлении ФАС Дальневосточного округа от 17.02.2012 № Ф03-205/12 по делу № А51-8290/2011. Однако следует учитывать, что этот вывод был сделан до принятия Постановления № 57, п. 76 которого однозначно указывает на необходимость отражения в решении суда информации об отмене обеспечительных мер.

Абзац 2 п. 3 ст. 75 НК РФ предусматривает, что пени не начисляются на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа был наложен арест на имущество налогоплательщика или по решению суда были приняты обеспечительные меры в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке, наложения ареста на денежные средства или на имущество налогоплательщика. В этом случае пени не начисляются за весь период ­действия указанных обстоятельств.

Как буквально следует из приведенной нормы, начисление пеней на сумму недоимки за период действия указанных в ней обстоятельств ставится в зависимость от того, мог ли налогоплательщик погасить задолженность вследствие принятых в отношении него обеспечительных мер. Иначе говоря, арест имущества или иные меры, направленные на обеспечение исполнения обязательств налогоплательщика, могут быть основанием для не начисления пеней на сумму недоимки по налогам (сборам) не сами по себе, а лишь постольку, поскольку они препятствуют налогоплательщику в погашении имеющейся ­задолженности.

Вместе с тем, как следует из вопроса, обеспечительные меры, принятые по заявлению налогоплательщика, направлены на ограничение действий налогового органа по бесспорному взысканию. При этом, как отмечено в определении ВАС РФ от 27.05.2014 № ВАС-6145/14, действие обеспечительных мер не исключает возможности добровольного исполнения налоговой обязанности и не касается срока на добровольное исполнение требования и не прерывает его.

Поскольку в данном случае действие обеспечительных мер не ограничивало осуществление налогоплательщиком операций по банковским счетам, не накладывался арест на его денежные средства или имущество, у организации не было препятствий (при соответствующем желании) для добровольного погашения недоимки во избежание дальнейшего начисления пеней. В рассматриваемой ситуации обеспечительные меры не приостанавливали исполнение требования об уплате налога (пени, штрафов). Несогласие налогоплательщика с фактом доначисления налогов по результатам налоговой проверки не означает ­невозможности их уплаты.

На наш взгляд, при таких обстоятельствах начисление пени на ­недоимку в период действия обеспечительных мер не приостанавливается.

Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Сотрудника восстановили на работе. Выплаченное выходное пособие у него не удерживалось, записей по счетам бухгалтерского учета бухгалтерия пока не производила. Каков порядок отражения данной операции в бухгалтерском учете?

Организация в мае 2017 года сделала следующие бухгалтерские проводки по начислению и выплате выходного пособия: Дебет 26 «Общехозяйственные расходы», Кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - начислено выходное пособие; Дебет 70, Кредит 51 «Расчетный счет» - выплачено выходное пособие. После восстановления сотрудника на работе выплаченное выходное пособие у него не удерживалось, записей по счетам бухгалтерского учета бухгалтерия организации пока не производила. Каков порядок отражения данной операции в бухгалтерском учете?

Не запрещен ли возврат денежных средств за неоказанные услуги на счет банковской карты покупателя, если он внес аванс по эквайрингу через банковский терминал с применением онлайн-кассы и представил заявление об отказе от оказания услуг?

Не запрещен ли законодательно возврат денежных средств за неоказанные услуги по заявлению покупателя на счет его банковской карты, если клиент внес аванс по эквайрингу через банковский терминал с применением онлайн-кассы и в дальнейшем представил заявление об отказе от оказания услуг и попросил вернуть деньги безналичным путем на счет пластиковой карты без личного присутствия (в связи с тем, что согласование возврата не могло быть произведено в момент отказа от услуги)?

На учет принято ОС 1-ой амортизационной группы. В 2017 году используется старая форма налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество. Должна ли его стоимость попадать в налоговый расчет по авансовому платежу по налогу на имущество?

Организация приняла на учет основное средство первой амортизационной группы. Организация в 2017 году использует старую форму налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество. Должна ли его стоимость попадать в налоговый расчет по авансовому платежу по налогу на имущество? Если должна, то в какие разделы и строки? Должна ли строка 210 раздела 2 расчета по авансовому платежу по налогу на имущество совпадать с разностью 01 и 02 счетов и со строкой на конец квартала раздела 2?

Заключены договоры, обязательства по которым учитываются в долларах США, а оплата производится в рублях РФ. Каким образом оформлять счет на оплату, счет-фактуру или универсальный передаточный документ?

Заключены договоры, обязательства по которым учитываются в долларах США, а оплата производится в рублях РФ по курсу ЦБ РФ на дату оплаты. Договор предусматривает 50 % предоплату. Каким образом оформлять счет на оплату, счет-фактуру или универсальный передаточный документ? Необходимо ли оформлять два счета-фактуры с указанием суммы в рублях и в иностранной валюте?

Обязательно ли проставление двух подписей в строке «Груз получил грузополучатель» и в строке «Груз принял» на товарной накладной (форма ТОРГ-12)ответственными лицами покупателя или достаточно одной подписи?

Покупателю товар доставляется силами поставщика. Приемка товара осуществляется на территории (складах) покупателя ответственными лицами покупателя, которые и подписывают товарную накладную (форма ТОРГ-12). Впоследствии подписанная товарная накладная передается в бухгалтерию. Обязательно ли проставление двух подписей в строке «Груз получил грузополучатель» и в строке «Груз принял» на товарной накладной со стороны ­покупателя или достаточно проставления одной подписи?

Не запрещен ли возврат денежных средств за неоказанные услуги на счет банковской карты покупателя, если он внес аванс по эквайрингу через банковский терминал с применением онлайн-кассы и представил заявление об отказе от оказания услуг?

Не запрещен ли законодательно возврат денежных средств за неоказанные услуги по заявлению покупателя на счет его банковской карты, если клиент внес аванс по эквайрингу через банковский терминал с применением онлайн-кассы и в дальнейшем представил заявление об отказе от оказания услуг и попросил вернуть деньги безналичным путем на счет пластиковой карты без личного присутствия (в связи с тем, что согласование возврата не могло быть произведено в момент отказа от услуги)?

Облагаются ли НДС штрафы за простой транспортных средств организации, оказывающей транспортные услуги?

Организация оказывает транспортные услуги и в договоре с клиентом прописывает, что штрафы за простой включают в себя НДС. Клиент настаивает, что штраф должен быть без НДС. Он делает акцент на то, что простои не относятся к оказанию услуги и, соответственно, в базу по НДС не попадают. Но практика показывает, что с таких штрафов налоговые органы доначисляют НДС. ­Облагаются ли штрафы за простой НДС?

В положении о премировании закреплено, что премии начисляются по усмотрению руководителя подразделения и директора, конкретные схемы начисления текущих премий не прописаны. Является ли это нарушением законодательства?

В положении о премировании организации закреплены следующие положения: 1) премирование - это право работодателя, а не обязанность; 2) текущие премии могут начисляться по усмотрению директора по мотивированному представлению руководителя подразделения (текущее премирование может осуществляться по итогам работы за каждый календарный месяц работы в случае достижения работником высоких производственных показателей при одновременном безупречном выполнении работником трудовых обязанностей и правил трудовой дисциплины); 3) определен лишь предельный размер текущих премий (до 500 % должностного оклада). То есть в положении о премировании закреплено, что премии начисляются по усмотрению руководителя подразделения и директора, конкретные схемы начисления текущих премий не прописаны. Является ли это нарушением законодательства?