В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона от 30.11.1994 № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 52-ФЗ) в редакции Федерального закона от 05.05.2014 № 124-ФЗ (далее – Закон № 124-ФЗ) в целях обеспечения участия в отношениях гражданского оборота обладающие гражданской правоспособностью юридические лица, местом нахождения постоянно действующего исполнительного органа которых (или в случае отсутствия такого органа – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности) на день принятия в состав РФ Республики Крым и города Севастополь являлась территория Крыма или Севастополя (кроме юридических лиц, имущество которых находится в собственности публично-правового образования, или юридических лиц, участником которых является публично-правовое образование), могут привести свои учредительные документы в соответствие с законодательством РФ и обратиться с заявлением о внесении сведений о них в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) в срок до 1 января 2015 г.
С момента внесения в установленном порядке записи об этих юридических лицах в ЕГРЮЛ они приобретают права и обязанности российских организаций, и их личным законом (ст. 1202 ГК РФ) становится право Российской Федерации (п. 5 ст. 19 Закона № 52-ФЗ в редакции Закона № 124-ФЗ).
Если такие юридические лица не обратятся с соответствующим заявлением до 1 января 2015 г., после этой даты они вправе будут осуществлять деятельность на территории РФ с момента приобретения статуса филиала (представительства) иностранного юридического лица в порядке, установленном законодательством России (п. 7 ст. 19 Закона № 124-ФЗ).
Для целей внесения в ЕГРЮЛ сведений о юридических лицах, действующих на территории Крыма или Севастополя на момент принятия этих субъектов в состав РФ, приказом ФНС России от 09.06.2014 № ММВ-7-14/316@ утверждена форма № Р18001 «Заявление о внесении сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц».
Постановка юридического лица, сведения о котором внесены в ЕГРЮЛ, на налоговый учет осуществляется в соответствии с общими правилами, предусмотренными ст. 83 и 84 НК РФ (см. также п. 2 письма ФНС России от 24.04.2014 № СА-4-14/8098@).
Таким образом, до 1 января 2015 г. для юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Украины и имевших место нахождения на территории Республики Крым или города Севастополь на дату принятия этих субъектов в состав РФ, установлен переходный период, в течение которого они могут приобрести статус российских организаций путем внесения сведений о них в ЕГРЮЛ. До момента приобретения такого статуса в течение этого периода личным законом для них является право Украины (п. 1 ст. 1202 ГК РФ). Но это не означает, что их правоспособность в данный период ограничена и они не вправе вступать в правоотношения с российскими юридическими лицами. Согласно п. 1 ст. 2 ГК РФ правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом. В соответствии с п. 2 ст. 1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены только на основании федерального закона. Следовательно, в настоящее время не существует препятствий для совершения российскими организациями сделок с юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством Украины и находящимися на территории Республики Крым или города Севастополя, в том числе до момента приобретения такими юридическим лицами статуса российской организации. Указание ими в заключаемых договорах актуальных (на момент заключения) реквизитов действующему законодательству не противоречит.
Исходя из норм п. 1 и подп. 1 п. 2 ст. 1211 ГК РФ к отношениям сторон по договору поставки, если стороны не установят иное, применяется российское право. В связи с этим считаем необходимым отметить, что в соответствии с п. 1 ст. 510 ГК РФ доставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки их транспортом, предусмотренным договором поставки, и на определенных в договоре условиях. С учетом закрепленного в гражданском законодательстве принципа свободы договора (п. 2 ст. 1, п. 4 ст. 421 ГК РФ) стороны вправе определить в договоре поставки любые условия, не противоречащие требованиям законодательства. Законодательство не запрещает при определении условий доставки товара во исполнение договора между юридическим лицами, местом нахождения которых является территория России, использовать международные торговые термины («Инкотермс 2010»), не исключая и поставку на условиях DDP.