Налогоплательщик вправе применять установленную судом кадастровую стоимость для целей исчисления земельного налога с августа 2014 года. Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, которая устанавливается в соответствии с земельным законодательством РФ (ст. 390 НК РФ).
На основании п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (календарным годом – п. 1 ст. 393 НК РФ).
В соответствии с п. 3 ст. 391 НК РФ налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно п. 14 ст. 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Во исполнение данной нормы действует постановление Правительства РФ от 07.02.2008 № 52 «О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков».
Нормы гл. 31 НК РФ не содержат специальных положений, касающихся порядка определения организациями налоговой базы по земельному налогу в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии с п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 ст. 66 ЗК РФ. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности (Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», далее – Закон № 135-ФЗ).
На основании п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
При этом рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (п. 1 ст. 66 ЗК РФ).
В соответствии со ст. 3 Закона № 135-ФЗ (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) под кадастровой стоимостью понималась стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В силу ст. 24.20 Закона № 135-ФЗ (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством РФ, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Изменения, внесенные Федеральным законом от 21.07.2014 № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 225-ФЗ) в указанную норму, подлежат применению к заявлениям о пересмотре кадастровой стоимости, поданным, но не рассмотренным комиссией или судом, арбитражным судом на день вступления в силу Закона № 225-ФЗ (п. 8 ст. 3 Закона № 225-ФЗ), т.е. на 22.07.2014.
Из писем Минфина России от 03.06.2013 № 03-05-04-02/20217, от 13.03.2013 № 03-05-04-02/7507 следует, что исчисление земельного налога в отношении земельного участка, у которого в течение налогового периода изменилась кадастровая стоимость в результате судебного решения или решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости, следует осуществлять с применением коэффициента, аналогичного коэффициенту, установленному в п. 7 ст. 396 НК РФ.
Однако позднее в Минфине России дополнительно был рассмотрен вопрос об исчислении земельного налога в случае внесения изменения в государственный кадастр недвижимости в части установления кадастровой стоимости земельных участков. Так, в письмах Минфина России от 16.07.2013 № 03-05-04-02/27809, от 05.09.2013 № 03-05-05-02/36540 разъясняется, что если изменения в части установления кадастровой стоимости земельного участка, равной рыночной стоимости, внесены в государственный кадастр недвижимости в течение налогового периода на основании решения суда или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости земельного участка, то указанная кадастровая стоимость применяется в целях определения налоговой базы по земельному налогу по состоянию на 1 января года, следующего за налоговым периодом, в котором такие изменения были внесены в кадастр.
При этом там отмечено, что если изменения в государственный кадастр недвижимости в части установления кадастровой стоимости земельного участка, равной рыночной стоимости, внесены по состоянию на 1 января года, являющегося текущим или предшествующим налоговым периодом, то исчисление земельного налога должно осуществляться с применением указанной кадастровой стоимости за весь налоговый период, по состоянию на 1 января которого были внесены изменения в кадастр, а также за все последующие налоговые периоды.
Вместе с тем представители налогового ведомства указывают на то, что действие судебного акта о признании кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной на определенную дату не может распространяться на отношения, имевшие место до вступления в силу такого судебного акта. По этой причине в письме ФНС России от 15.04.2014 № БС-4-11/7177 отмечается, что если изменения в части установления кадастровой стоимости земельного участка, равной рыночной стоимости, внесены в государственный кадастр недвижимости в течение налогового периода на основании решения суда или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости земельного участка, то указанная кадастровая стоимость применяется в целях определения налоговой базы по земельному налогу по состоянию на 1 января года, следующего за налоговым периодом, в котором такие изменения были внесены в кадастр.
Судебная практика
В арбитражной практике также можно выделить подход, в соответствии с которым в случае установления судом рыночной стоимости земельного участка данные сведения подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости с момента вступления решения суда в законную силу и подлежат использованию для целей налогообложения с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 22.07.2014 № Ф04-5635/14 по делу № А27-15517/2013, Северо-Кавказского округа от 18.06.2014 № Ф08-3730/14 по делу № А53-18268/2013, Поволжского округа от 14.04.2014 № Ф06-4823/13 по делу № А65-16284/2013, Восточно-Сибирского округа от 11.04.2014 № Ф02-1192/14 по делу № А74-4614/2013).
При этом судебная практика признает возможность применения установленной кадастровой стоимости не с начала нового налогового периода.
Судебная практика
В решениях отмечено, что новый размер кадастровой стоимости должен применяться с момента внесения установленной судом стоимости в государственный кадастр недвижимости с применением коэффициента, аналогичного коэффициенту, определяемому в соответствии с п. 7 ст. 396 НК РФ (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 22.07.2014 № Ф04-5635/14 по делу № А27-15517/2013, Западно-Сибирского округа от 06.06.2014 № Ф04-3839/14 по делу № А27-12912/2013, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2014 № 11АП-8392/14 и от 24.06.2014 № 11АП-23073/13).
Такой подход отчасти основан на постановлении Президиума ВАС РФ от 06.11.2012 № 7701/12, в котором указывается, что отсутствие в гл. 31 НК РФ нормы, регулирующей определение налоговой базы по земельному налогу при изменении вида разрешенного использования земельных участков, не препятствует налогоплательщику исчислять налог с учетом кадастровой стоимости, рассчитанной за соответствующий период исходя из измененного вида разрешенного использования.
Так, на основании п. 7 ст. 396 НК РФ в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде, если иное не предусмотрено ст. 396 НК РФ. При этом если возникновение (прекращение) указанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав. Если это случилось уже после 15-го числа соответствующего месяца, то за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав.
Судебная практика
Вместе с тем имеются судебные решения, в которых судьи исходили из того, что установленная решением суда рыночная стоимость земельного участка будет являться основанием для исчисления земельного налога за налоговый период, следующий за моментом вступления указанного судебного акта в законную силу (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.02.2013 № Ф02-214/13 по делу № А74-4866/2011).
Таким образом, рассматриваемый вопрос не является однозначным и принятие решения о применении кадастровой стоимости, установленной судом, не с 01.01.2015 может привести к спорам с налоговым органом.
Принимая во внимание п. 7 ст. 3 НК РФ, в соответствии с которым все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, мы полагаем, что в данном случае налогоплательщик вправе применять установленную судом кадастровую стоимость для целей исчисления земельного налога с августа 2014 года.