Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: в приведенной ситуации в документах, подписываемых техническим директором, корректным является указание фамилии, имени и отчества лица, подписавшего документ, а также его должности.
Обоснование вывода Общие требования к оформлению документов предусмотрены государственным стандартом РФ ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» (далее – ГОСТ Р 6.30-2003) (принят и введен в действие постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 № 65-ст). Требования этого государственного стандарта носят рекомендательный характер, однако в целях обеспечения достоверности содержащейся в документах информации целесообразно руководствоваться данными требованиями.
ГОСТ Р 6.30-2003 устанавливает состав реквизитов документов, требования к оформлению таких реквизитов в отношении организационно-распорядительных документов, относящихся к Унифицированной системе организационно-распорядительной документации, – постановлений, распоряжений, приказов, решений, протоколов, актов, писем и других, включенных в Общероссийский классификатор управленческой документации ОК 011-93 (ОКУД) (утвержден и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 № 299) (класс 0200000).
Согласно п. 3.22 ГОСТа Р 6.30-2003 в состав реквизита «Подпись» входят:
- наименование должности лица, подписавшего документ (полное, если документ оформлен не на бланке документа, и сокращенное – на документе, оформленном на бланке);
- личная подпись;
- расшифровка подписи (инициалы, фамилия).
Из сказанного следует, что в документе нужно указывать ту должность, которую занимает подписавшее его лицо. В приведенной ситуации работник не назначен на должность генерального директора, а продолжает занимать должность технического директора. Следовательно, именно указание этой (последней) должности является корректным при подписании им тех или иных документов за руководителя на основании соответствующей доверенности (приказа).
В заключение отметим, что не может считаться нарушением и отсутствие в документах, подписываемых на основании доверенности, указания на должность подписавшего их лица. Само по себе это (равно как и, например, использование при подписании документов формулировки «и.о. директора») не создает каких-либо рисков для организации. Однако указание в расшифровке подписи фамилии не того лица, которое подписало документ, при определенных обстоятельствах, как нам представляется, может явиться как минимум поводом для недоразумений (см., например, письма Минфина России от 28.04.2009 № 03-07-09/23, от 26.07.2006 № 03-04-11/127, от 11.01.2006 № 03-04-09/1, ФНС России от 18.06.2009 № 3-1-11/425, касающиеся вопроса подписания счетов-фактур).