Пунктом 1 Указа Президента РФ от 30.05.1994 № 1110 «О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан» (далее – Указ № 1110) установлена компенсационная выплата в размере 50 руб. работающим матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком) до достижения ребенком возраста 3 лет. Данная выплата производится работодателем за счет собственных средств, если работник находится в отпуске по уходу за ребенком (п. 11, 20 Порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 № 1206 (далее – Порядок)).
При этом исходя из буквального толкования положений абзаца третьего п. 1 Указа № 1110 и подп. «а» п. 11 Порядка указанная компенсация выплачивается только тем лицам, работающим по трудовому договору, которые состоят в трудовых отношениях с предприятиями, учреждениями и другими организациями, независимо от их организационно-правовых форм. Физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, в списке лиц, обязанных производить такую выплату, ни в Указе № 1110, ни в Порядке не названы.
Вместе с тем, учитывая, что принятие Указа № 1110 согласно его преамбуле вызвано необходимостью повышения социальной защищенности отдельных категорий граждан, в том числе и тех, которые осуществляют фактический уход за ребенком в возрасте до 3 лет, ограничение в праве на получение предусмотренной этим Указом компенсации граждан, заключивших трудовой договор не с юридическим лицом, а с индивидуальным предпринимателем, представляется неправомерным.
На наш взгляд, тот факт, что индивидуальные предприниматели не упомянуты в перечне лиц, обязанных производить компенсационную выплату, указанную в вопросе, вызван не намерением законодателя освободить их от такой выплаты, а спецификой трудового законодательства, действовавшего на момент принятия Указа № 1110 и Порядка.
Дело в том, что в 1994 году трудовые отношения в Российской Федерации регулировались Кодексом законов о труде РФ (далее – КЗоТ РФ), который до изменений, внесенных в него Федеральным законом от 06.05.1998 № 69-ФЗ, рассматривал в качестве лиц, заключающих трудовой договор на стороне работодателя, только предприятия, учреждения и организации (ст. 15 КЗоТ РФ в редакции до 11 мая 1998 года). Иными словами, на момент принятия Указа № 1110 и Порядка физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, просто не могли быть названы в числе тех лиц, с которыми работники, осуществляющие уход за ребенком в возрасте до трех лет, заключили трудовой договор и которые в связи с этим должны выплачивать указанным работникам соответствующую компенсацию.
В настоящее время физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, прямо названы в законе в качестве стороны трудовых отношений и трудового договора как работодатели (ст. 20 ТК РФ).
Принимая во внимание, что ныне действующие положения трудового законодательства, а также законодательства о социальном обеспечении не освобождают индивидуальных предпринимателей отдругих выплат, осуществляемых ими своим работникам в связи с материнством (например, от выплат пособий по беременности и родам и о уходу за ребенком в возрасте до полутора лет), полагаем, что выплаты, предусмотренные Указом № 1110, также должны производиться индивидуальным предпринимателем.
Обращаем внимание на то, что сказанное является лишь нашим экспертным мнением. К сожалению, какой-либо правоприменительной практики, а также разъяснений контролирующих органов по данному вопросу нам обнаружить не удалось.
В связи с этим рекомендуем обратиться за соответствующими разъяснениями в Министерство труда и социальной защиты РФ по почте или путем заполнения формы обращения на официальном сайте ведомства.