Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: положение устава о предоставлении прав на ведение реестра самому обществу с 1 октября 2014 года будет противоречить закону, что формально требует внесения в устав соответствующих изменений.
Организационно-правовая форма акционерного общества должна быть приведена в соответствие действующему законодательству при первом внесении изменения в устав. До внесения указанных изменений в устав акционерное общество, никогда не размещавшее ценные бумаги по открытой подписке, признается непубличным. Вносить в устав общества либо его фирменное наименование указание на то, что общество является непубличным, не требуется.
1. Смена реестродержателя
Согласно п. 2 ст. 149 ГК РФ (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 № 142-ФЗ (далее – Закон № 142-ФЗ)) ведение записей по учету прав на бездокументарные ценные бумаги осуществляется лицом, имеющим предусмотренную Федеральным законом от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее – Закон о рынке ценных бумаг) лицензию.
Пункт 5 ст. 3 Закона № 142-ФЗ оговаривает, что акционерные общества, которые на день вступления в силу указанного Закона (то есть на 1 октября 2013 года) были держателями реестров акционеров этих обществ, как это позволяет п. 3 ст. 44 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», сохраняют право вести такие реестры в течение года, то есть до 1 октября 2014 года, после чего обязаны передать ведение реестра лицу, имеющему лицензию на осуществление данного вида деятельности.
В силу подп. «д» п. 1 и п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» при смене держателя реестра акционеров акционерное общество обязано подать в регистрирующий орган заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, по форме № Р14001.
Если уставом общества право на ведение реестра акционеров предоставлено только самому обществу, то положения устава с 1 октября 2014 года будут противоречить вышеизложенным нормам закона. Положения устава, противоречащие закону, не подлежат применению (аналогичное разъяснение применительно к обществам с ограниченной ответственностью см. в п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 09.12.1999 № 90/14). Наличие таких положений в уставе общества само по себе, как нам представляется, не может повлечь для общества неблагоприятных последствий, однако формально требует внесения в устав изменений. Вопрос же о сроке, в течение которого в устав будут внесены соответствующие изменения, на наш взгляд, следует решить с учетом конкретных обстоятельств.
2. Статус акционерного общества
Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ (далее – Закон № 99-ФЗ), который, за исключением отдельных положений, вступил в силу с 1 сентября 2014 года (п. 1 ст. 3 этого Закона), из ГК РФ исключены положения об открытых и закрытых акционерных обществах. Это связано с тем, что вместо конструкций открытого и закрытого акционерных обществ вводится дифференцированное регулирование статуса публичных и непубличных акционерных обществ.
Публичным признается акционерное общество, акции и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах будут применяться также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным (п. 1 ст. 66.3 ГК РФ в ред. Закона № 99-ФЗ). Акционерные общества, которые не отвечают обозначенным признакам, признаются непубличными (п. 2 ст. 66.3 ГК РФ в ред. Закона № 99-ФЗ). То обстоятельство, что общество не является публичным, не требует отражения в фирменном наименовании общества и в его уставе.
Как разъяснено в п. 1 письма Банка России от 18.08.2014 № 06-52/6680, признаками публичного акционерного общества, предусмотренными п. 1 ст. 66.3 ГК РФ, являются публичное (путем открытой подписки) размещение или публичное обращение акций и (или) ценных бумаг, конвертируемых в акции, такого акционерного общества, независимо от того, что указанные признаки представляют собой события, срок течения которых либо ограничен (публичное размещение), либо может прекратиться по различным причинам (публичное обращение). Если акции ОАО размещались только при его учреждении по закрытой подписке и не размещались публично, то такое общество не должно признаваться публичным, если иное не будет установлено его уставом (п. 1 ст. 66.3, абз. 2 п. 1 ст. 97 ГК РФ в новой редакции).
В силу прямого указания ч. 10 ст. 3 Закона № 99-ФЗ перерегистрировать юридическое лицо в связи с вступлением в силу положений Закона № 99-ФЗ не нужно. Не установлены законом и сроки внесения изменений в устав и наименование общества. Согласно ч. 7 ст. 3 Закона № 99-ФЗ учредительные документы, а также наименования организаций, созданных до вступления в силу этого закона, подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ (в ред. Закона № 99-ФЗ) при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц. Учредительные документы со дня вступления в силу Закона № 99-ФЗ и до приведения их в соответствие действуют в части, не противоречащей указанным нормам.
В заключение отметим, что до внесения изменений в устав общество самостоятельно определяет свой статус (публичное или непубличное) исходя из признаков, указанных в п. 1 ст. 66.3 ГК РФ. Как разъясняется в п. 3 упомянутого письма Банка России, в целях информирования инвесторов и иных заинтересованных лиц акционерным обществам, отвечающим признакам публичных акционерных обществ, ценные бумаги которых находятся в процессе размещения, рекомендуется раскрыть информацию о соответствии их признакам публичных акционерных обществ.