Акции являются эмиссионными именными ценными бумагами, поэтому акционерное общество должно размещать акции среди акционеров, третьих лиц, не только соблюдая требования Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон об АО), но и учитывая требования Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее – Закон о рынке ценных бумаг), который устанавливает определенную последовательность действий акционерного общества (эмитента) по размещению акций. Данная последовательность именуется эмиссией (ст. 2 Закона о рынке ценных бумаг).
Процедура эмиссии акций по общему правилу включает в себя следующие этапы (ст. 19 Закона о рынке ценных бумаг):
- принятие решения о размещении акций или иного решения, являющегося основанием для размещения акций;
- утверждение решения о выпуске акций;
- государственная регистрация выпуска акций или присвоение выпуску идентификационного номера. АО не вправе производить размещение акций, если выпуск таких акций не был зарегистрирован (кроме случаев, прямо указанных в законе, например, при учреждении АО);
- размещение акций, то есть их распределение среди учредителей (акционеров), приобретение акций акционерами, третьими лицами;
- государственная регистрация отчета об итогах выпуска или представление уведомления об итогах выпуска акций.
Согласно п. 4 ст. 20 Закона о рынке ценных бумаг при государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг ему присваивается индивидуальный государственный регистрационный номер.
Таким образом, только решение о выпуске ценных бумаг и отчет о выпуске без государственной регистрации выпуска не являются документами, подтверждающими эмиссию ценных бумаг.
Регистрирующий орган ведет реестр эмиссионных ценных бумаг, содержащий информацию о зарегистрированных им выпусках (дополнительных выпусках) эмиссионных ценных бумаг и об аннулированных индивидуальных номерах (кодах) выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, а также о выпусках (дополнительных выпусках) эмиссионных ценных бумаг, не подлежащих в соответствии с Законом о рынке ценных бумаг и иными федеральными законами государственной регистрации (ст. 20 Закона о рынке ценных бумаг). Таким образом, если государственная регистрация выпуска ценных бумаг была осуществлена, данные об этом содержатся в реестре эмиссионных ценных бумаг.
Поскольку в вопросе речь идет о незарегистрированных акциях, необходимо учитывать положения Федерального закона от 10.12.2003 № 174-ФЗ «О государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу Федерального закона «О рынке ценных бумаг» без государственной регистрации» (далее – Закон № 174-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 1 Закона № 174-ФЗ выпуски акций, размещенные до вступления в силу Закона о рынке ценных бумаг без государственной регистрации, подлежат государственной регистрации в соответствии с Законом № 174-ФЗ, при этом документы для государственной регистрации указанных выпусков акций следовало представить не позднее одного года со дня его вступления в силу, то есть не позднее 28.12.2004.
Из вопроса следует, что требования Закона № 174-ФЗ не исполнены, государственная регистрация акций не произведена. Согласно позиции ФСФР России, изложенной в письме от 28.03.2005 № 05-ВГ03/4424, в случае представления документов для государственной регистрации упомянутых выпусков акций позднее 28.12.2004 они не подлежат рассмотрению и должны быть возвращены акционерному обществу-заявителю без рассмотрения с указанием причин. Таким образом, есть все основания полагать, что при подаче документов на государственную регистрацию незарегистрированного выпуска акций регистрирующий орган откажет в регистрации.
Вместе с тем из положений Закона № 174-ФЗ не следует, что пропуск установленного срока (до 28.12.2004) лишает акционерное общество права представить документы для государственной регистрации выпуска акций, то есть данный срок не носит пресекательный характер. Данная правовая позиция изложена в постановлении Пленума ВАС РФ от 17.12.2009 № 90 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу Федерального закона «О рынке ценных бумаг» без государственной регистрации» (далее – Постановление № 90), согласно которому при разрешении споров об обжаловании решений регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу Закона о рынке ценных бумаг без государственной регистрации, судам следует иметь в виду, что истечение срока, установленного ч. 1 ст. 1 Закона № 174-ФЗ, по смыслу ч. 3 данной статьи не препятствует государственной регистрации выпуска акций, поскольку не входит в исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации выпуска ценных бумаг, предусмотренный ст. 21 Закона о рынке ценных бумаг.
Отметим, что в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 174-ФЗ акционерные общества, не представившие до 28.12.2004 документы для государственной регистрации выпусков акций, подлежат ликвидации по искам органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц. В то же время в п. 2 Постановления № 90 разъяснено, что при применении ч. 2 ст. 2 Закона № 174-ФЗ суд на стадии подготовки дела к судебному разбирательству может предложить обществу принять меры по устранению этого нарушения путем представления в регистрирующий орган необходимых для государственной регистрации выпуска акций документов (ч. 1 ст. 134 и ч. 1 ст. 135 АПК РФ), а также отложить судебное разбирательство (ст. 158 АПК РФ), предложив обществу представить в регистрирующий орган необходимые документы не позднее установленного в определении суда срока. В случае невыполнения указаний суда, данных в порядке подготовки дела к судебному разбирательству либо в определении об отложении судебного разбирательства, суд решает вопрос о ликвидации акционерного общества, имея в виду, что такое его поведение свидетельствует о грубом нарушении ч. 1 ст. 1 Закона № 174-ФЗ, допущенном обществом при осуществлении своей деятельности (абз. 3 п. 2 ст. 61 ГК РФ). Таким образом, в случае начала процесса принудительной ликвидации акционерного общества (ч. 2 ст. 2 Закона № 174-ФЗ) по иску органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, акционерному обществу должна быть предоставлена возможность произвести регистрацию выпуска акций.
В соответствии с требованиями ст. 19 и 24 Закона о рынке ценных бумаг обращение акций, выпуск которых не зарегистрирован, не допускается.
При этом согласно ст. 2 Закона о рынке ценных бумаг под обращением ценных бумаг понимается заключение гражданско-правовых сделок, влекущих переход прав собственности на ценные бумаги.
Таким образом, сделка, направленная на отчуждение акций, выпуск которых не зарегистрирован, не соответствует закону.
Нарушение эмитентом установленного федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами порядка (процедуры) эмиссии ценных бумаг (в том числе сроков подачи документов на государственную регистрацию (постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.07.2007 по делу № А56-1615/2007), если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц эмитента в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц – от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей (ст. 15.17 КоАП РФ). Вместе с тем отметим, что срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства о ценных бумагах составляет один год со дня совершения административного правонарушения (ст. 4.5 КоАП РФ). Поскольку с момента окончания срока, установленного для представления документов на государственную регистрацию выпуска акций, размещенных до вступления в силу Закона о рынке ценных бумаг без государственной регистрации, прошло более года, привлечь эмитента к ответственности за нарушение срока представления документов уже нельзя.