Top.Mail.Ru

Может ли подтверждать эмиссию ценных бумаг протокол совета директоров ЗАО (от сентября 2003 г.), в котором утверждается решение и отчет о выпуске ценных бумаг, если нет уведомления, решения и отчета с отметкой ФСФР России?

Вопрос
ЗАО было создано в 1995 году. Имеется протокол совета директоров, датированный сентябрем 2003 года, в котором утверждается решение о выпуске ценных бумаг и отчет о выпуске ценных бумаг. Уведомления, решения, отчета с отметкой Федеральной службы по финансовым рынкам нет. Могут ли данные документы являться документами, подтверждающими выпуск (эмиссию) ценных бумаг? Можно ли продавать акции, если эмиссия не зарегистрирована? Как узнать, зарегистрирована эмиссия или нет? Какая ответственность (штрафы) установлена при отсутствии факта регистрации эмиссии ценных бумаг?
Отвечает

Акции являются эмиссионными именными ценными бумагами, поэтому акционерное общество должно размещать акции среди акционеров, третьих лиц, не только соблюдая требования Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон об АО), но и учитывая требования Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее – Закон о рынке ценных бумаг), который устанавливает определенную последовательность действий акционерного общества (эмитента) по размещению акций. Данная ­последовательность именуется эмиссией (ст. 2 Закона о рынке ценных бумаг).

Процедура эмиссии акций по общему правилу включает в себя следующие этапы (ст. 19 Закона о рынке ценных бумаг):

  • принятие решения о размещении акций или иного решения, являющегося основанием для размещения акций;
  • утверждение решения о выпуске акций;
  • государственная регистрация выпуска акций или присвоение выпуску идентификационного номера. АО не вправе производить размещение акций, если выпуск таких акций не был зарегистрирован (кроме ­случаев, прямо указанных в законе, например, при учреждении АО);
  • размещение акций, то есть их распределение среди учредителей (акционеров), приобретение акций акционерами, третьими лицами;
  • государственная регистрация отчета об итогах выпуска или представление уведомления об итогах выпуска акций.

Согласно п. 4 ст. 20 Закона о рынке ценных бумаг при государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг ему присваивается ­индивидуальный государственный регистрационный номер.

Таким образом, только решение о выпуске ценных бумаг и отчет о выпуске без государственной регистрации выпуска не являются ­документами, подтверждающими эмиссию ценных бумаг.

Регистрирующий орган ведет реестр эмиссионных ценных бумаг, содержащий информацию о зарегистрированных им выпусках (дополнительных выпусках) эмиссионных ценных бумаг и об аннулированных индивидуальных номерах (кодах) выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, а также о выпусках (дополнительных выпусках) эмиссионных ценных бумаг, не подлежащих в соответствии с Законом о рынке ценных бумаг и иными федеральными законами государственной регистрации (ст. 20 Закона о рынке ценных бумаг). Таким образом, если государственная регистрация выпуска ценных бумаг была осуществлена, данные об этом содержатся в реестре эмиссионных ­ценных бумаг.

Поскольку в вопросе речь идет о незарегистрированных акциях, необходимо учитывать положения Федерального закона от 10.12.2003 № ­174-ФЗ «О государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу Федерального закона «О рынке ценных бумаг» без государственной регистрации» (далее – Закон № 174-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 1 Закона № 174-ФЗ выпуски акций, размещенные до вступления в силу Закона о рынке ценных бумаг без государственной регистрации, подлежат государственной регистрации в соответствии с Законом № 174-ФЗ, при этом документы для государственной регистрации указанных выпусков акций следовало представить не позднее одного года со дня его вступления в силу, то есть не позднее 28.12.2004.

Из вопроса следует, что требования Закона № 174-ФЗ не исполнены, государственная регистрация акций не произведена. Согласно позиции ФСФР России, изложенной в письме от 28.03.2005 № 05-ВГ03/4424, в случае представления документов для государственной регистрации упомянутых выпусков акций позднее 28.12.2004 они не подлежат рассмотрению и должны быть возвращены акционерному обществу-заявителю без рассмотрения с указанием причин. Таким образом, есть все основания полагать, что при подаче документов на государственную регистрацию ­незарегистрированного выпуска акций регистрирующий орган откажет в регистрации.

Вместе с тем из положений Закона № 174-ФЗ не следует, что пропуск установленного срока (до 28.12.2004) лишает акционерное общество права представить документы для государственной регистрации выпуска акций, то есть данный срок не носит пресекательный характер. Данная правовая позиция изложена в постановлении Пленума ВАС РФ от 17.12.2009 № 90 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу Федерального закона «О рынке ценных бумаг» без государственной регистрации» (далее – Постановление № 90), согласно которому при разрешении споров об обжаловании решений регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу Закона о рынке ценных бумаг без государственной регистрации, судам следует иметь в виду, что истечение срока, установленного ч. 1 ст. 1 Закона № 174-ФЗ, по смыслу ч. 3 данной статьи не препятствует государственной регистрации выпуска акций, поскольку не входит в исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации выпуска ценных бумаг, ­предусмотренный ст. 21 Закона о рынке ценных бумаг.

Отметим, что в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 174-ФЗ акционерные общества, не представившие до 28.12.2004 документы для государственной регистрации выпусков акций, подлежат ликвидации по искам органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц. В то же время в п. 2 Постановления № 90 разъяснено, что при применении ч. 2 ст. 2 Закона № 174-ФЗ суд на стадии подготовки дела к судебному разбирательству может предложить обществу принять меры по устранению этого нарушения путем представления в регистрирующий орган необходимых для государственной регистрации выпуска акций документов (ч. 1 ст. 134 и ч. 1 ст. 135 АПК РФ), а также отложить судебное разбирательство (ст. 158 АПК РФ), предложив обществу представить в регистрирующий орган необходимые документы не позднее установленного в определении суда срока. В случае невыполнения указаний суда, данных в порядке подготовки дела к судебному разбирательству либо в определении об отложении судебного разбирательства, суд решает вопрос о ликвидации акционерного общества, имея в виду, что такое его поведение свидетельствует о грубом нарушении ч. 1 ст. 1 Закона № 174-ФЗ, допущенном обществом при осуществлении своей деятельности (абз. 3 п. 2 ст. 61 ГК РФ). Таким образом, в случае начала процесса принудительной ликвидации акционерного общества (ч. 2 ст. 2 Закона № 174-ФЗ) по иску органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, акционерному обществу должна быть предоставлена возможность произвести регистрацию выпуска акций.

В соответствии с требованиями ст. 19 и 24 Закона о рынке ценных бумаг обращение акций, выпуск которых не зарегистрирован, не допускается.

При этом согласно ст. 2 Закона о рынке ценных бумаг под обращением ценных бумаг понимается заключение гражданско-правовых сделок, ­влекущих переход прав собственности на ценные бумаги.

Таким образом, сделка, направленная на отчуждение акций, выпуск которых не зарегистрирован, не соответствует закону.

Нарушение эмитентом установленного федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами порядка (процедуры) эмиссии ценных бумаг (в том числе сроков подачи документов на государственную регистрацию (постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.07.2007 по делу № А56-1615/2007), если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц эмитента в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц – от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей (ст. 15.17 КоАП РФ). Вместе с тем отметим, что срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства о ценных бумагах составляет один год со дня совершения административного правонарушения (ст. 4.5 КоАП РФ). Поскольку с момента окончания срока, установленного для представления документов на государственную регистрацию выпуска акций, размещенных до вступления в силу Закона о рынке ценных бумаг без государственной регистрации, прошло более года, привлечь эмитента к ­ответственности за нарушение срока представления документов уже нельзя.

Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

О дате договора, подписанного по ЭДО

В договоре аренды указана его дата – ​29.03.2024. Он был подписан по ЭДО, и в штампе о подписании проставлена другая дата. В тексте договора отмечено, что он вступает в силу с даты подписания сторонами и с даты подписания начинают исчисляться сроки договора и индексации арендной платы. С какой даты в данном случае следует исчислять указанные сроки: с даты в договоре или в штампе о подписании договора?

Можно ли использовать товарный знак компании, выдавшей сертификат?

Если товар прошел испытания и имеет сертификат качества, определенный организацией, то можно ли использовать при создании изображений для использования на сайте, в социальных сетях товарный знак данной организации?

Когда можно подать иск об упущенной выгоде?

Заключен рамочный договор поставки и оформлена спецификация. По ее условиям определены стоимость товара и порядок оплаты, предусматривающий аванс. После подписания спецификации продавец начал производить товар до перечисления аванса покупателем. Покупатель аванс перечислил частично (30% от согласованного). В дальнейшем не забрал товар и перестал выходить на связь. Может ли продавец не руководствоваться спецификацией, заявить иск об упущенной выгоде, основанный на стоимости цены, согласованной сторонами в спецификации?

Как получить от автосалона документы по гарантийному ремонту?

Автосалон не выдал заказ-наряд и акт выполненных работ по гарантийному ремонту (ремонт за счет дилера). Каким образом владельцу автомобиля можно получить данные документы? На какие нормативные правовые документы можно ссылаться в связи с такой ситуацией?

Взыскана сумма по судебному приказу, который позже был отменен. Как вернуть деньги, можно ли взыскать проценты и расходы на юриста

Взыскана сумма по судебному приказу. Судебный приказ впоследствии отменен, однако взыскание по нему произведено и получено взыскателем. Можно ли вернуть деньги не через поворот судебного решения, а с помощью самостоятельного иска о взыскании денег, а также взыскать еще проценты по ст. 395 ГК РФ и расходы на юриста?

По контракту 2023 года обязательства исполнены с просрочкой. Можно ли списать неустойку по нему по постановлению Правительства РФ № 783?

Возможно ли списание неустойки по контракту, заключенному в 2023 году по постановлению Правительства РФ от 04.07.2018 № 783, при условии, что обязательства исполнены в полном объеме с просрочкой (пени – ​менее 5%), а срок действия контракта – ​до 31.12.2023?

Возможно ли заключение дополнительного соглашения к договору с истекшим сроком действия и его распространение на период, предшествующий подписанию дополнительного соглашения

В договоре возмездного оказания услуг отсутствует условие о том, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. При этом у заказчика сохраняется задолженность перед исполнителем за оказанные услуги. Договор прекратил свое действие в четко указанную в договоре календарную дату, однако стороны приняли решение пролонгировать отношения на дополнительный срок. Для этого они согласуют и подписывают дополнительное соглашение к договору, но само соглашение датируют текущей датой, за пределами срока действия договора, при этом дополнительное соглашение распространяет действие на взаимоотношения сторон, возникшие с первого дня после окончания срока действия договора. Договор прекратил свое действие 31.12.2019, составляется дополнительное соглашение, датированное 09.01.2020, и в тексте дополнительного соглашения указывается, что оно распространяет свое действие на взаимоотношения сторон, возникшие с 01.01.2020. Правомерно ли это? Возможно ли заключение дополнительного соглашения к договору с истекшим сроком действия?

Рабочий день в организации установлен с 08.00 до 17.00.Если работник отметился в 08.00 на проходной, а не на своем рабочем месте, будет ли это являться опозданием?

В соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка рабочий день в организации установлен с 08.00 до 17.00. Территория работодателя – большая. Прежде чем попасть на свое рабочее место, работник должен пройти через проходную. Преодоление расстояния от проходной до цеха занимает длительное время. Если работник отметился на проходной в 08.00, будет ли это являться опозданием?