Top.Mail.Ru

Каковы особенности ведения кассовых операций в обособленном подразделении, принимающем наличные деньги, если в нем нет ни кассира, ни бухгалтера?

Вопрос
На предприятии бухгалтерский учет ведется главным бухгалтером, но обособленное подразделение расположено удаленно от центрального офиса, где находится главный бухгалтер. В обособленном подразделении организации нет кассира и бухгалтера, есть только управляющий. Оно принимает наличные деньги в кассу, не имеет отдельного баланса, расчетного счета. Кто может подписывать кассовые документы в обособленном подразделении? Каковы особенности ведения кассовых операций в обособленном подразделении?
Отвечает

В обособленном подразделении документы, оформляющие операции с денежной наличностью, могут подписываться уполномоченным на то лицом. В качестве уполномоченного представителя может выступать любой сотрудник организации (в том числе управляющий обособленного подразделения), назначенный соответствующим ­распорядительным документом (например, приказом) головной организации.

С 1 июня 2014 г. при ведении кассовых операций применяется указание Банка России от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» (далее – Указание № 3210-У).

Понятие «обособленное подразделение» (ОП), используемое для целей применения Указания № 3210-У, приведено в абз. 4 п. 2 Указания № ­3210-У, согласно которому под обособленным подразделением понимается подразделение юридического лица, по месту нахождения ­которого ­оборудуется обособленное рабочее место (рабочие места).

Пунктом 3 Указания № 3210-У установлено, что уполномоченный представитель обособленного подразделения может в порядке, установленном юридическим лицом, сдавать наличные деньги в кассу юридического лица, или в банк, или в организацию, входящую в систему Банка России, для зачисления их сумм на банковский счет юридического лица.

Понятие «уполномоченный представитель» Указанием № 3210-У не разъясняется. Однако п. 4 Указания № 3210-У определено, что кассовые операции ведутся в кассе кассовым или иным работником, определенным руководителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем или иным уполномоченным лицом (далее – руководитель) из числа своих работников (далее – кассир) с установлением ему соответствующих должностных прав и обязанностей, с которыми кассир должен ознакомиться под личную подпись. Кроме того, п. 14 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утверждено приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н) установлено, что руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером утверждает перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов (п. 6, 7 ч. 2 ст. 9 Федерального ­закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Таким образом, документы, оформляющие операции с денежной наличностью, могут подписываться уполномоченным на то лицом, в целях применения Указания № 3210-У такое лицо будет признаваться кассиром. В качестве уполномоченного представителя может выступать любое лицо (в том числе управляющий ОП), являющееся сотрудником организации и назначенное соответствующим распорядительным документом (например, приказом) головной организации. Таким образом, руководитель юридического лица вправе возложить все обязанности по ­оформлению кассовых документов в ОП на управляющего ОП.

К сведению

1. Как было сказано, для обособленного подразделения, принимающего в кассу наличные денежные средства, головной организацией может быть установлен (приказом или иным распорядительным документом) один из двух порядков ­действий:

  • сдавать наличность в банк или в организацию, входящую в систему Банка ­России, для зачисления на счет юридического лица;
  • сдавать наличность в кассу головной организации.

От выбранного способа действий будет зависеть порядок установления лимита остатка кассы для ОП. В первом случае (при сдаче денег в банк) обособленному подразделению устанавливается отдельный (собственный) лимит остатка денежных средств в кассе. Причем установление данного лимита осуществляется не самим подразделением, а руководителем головной организации, который издает соответствующий распорядительный документ (приказ). Отдельный экземпляр такого документа направляется в подразделение (абз. 6 п. 2 Указания № 3210-У). Лимит рассчитывается по общим правилам, приведенным в приложении к Указанию № 3210-У (далее – Приложение). Во втором случае (деньги сдаются в кассу головной организации), как следует из формулировки абз. 5 п. 2 Указания № ­3210-У, обособленному подразделению также должен быть установлен собственный лимит остатка средств в кассе. Но порядок его расчета иной: сначала головная организация рассчитывает общий лимит для себя и с учетом имеющихся у нее подразделений (без учета тех, которые сдают наличность в банк). А затем из этого общего лимита выделяются лимиты для конкретных подразделений. Причем порядок такого «выделения» не прописан, поэтому, по нашему мнению, организация может установить его самостоятельно. Например, можно использовать формулу, по которой рассчитывался общий лимит, или установить лимит для каждого подразделения произвольно. Важно, что, как и в первом случае (при сдаче подразделением наличных в банк), экземпляр распорядительного документа об установлении обособленному подразделению лимита остатка наличных денег должен быть направлен в подразделение (абз. 6 п. 2 Указания № 3210-У).

2. Каждое обособленное подразделение, в котором ведутся кассовые операции, независимо от того, сдает оно денежную наличность в банк или в головную организацию, должно вести собственную кассовую книгу. Отметим, что в Указании № 3210-У данное требование напрямую не закреплено, однако оно вытекает из общего порядка учета денежной наличности, предполагающего внесение в кассовую книгу записей о каждом факте приема и выдачи наличности (абз. 3 подп. 4.6 п. 4 Указания № 3210-У). Содержится это требование и в письме Банка России от 04.05.2012 № 29-1-1-6/3255, разъясняющем аналогичные нормы Положения Банка России от 12.10.2011 № 373-П «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации» (действовало до введения в действие Указания № 3210-У, в настоящее время утратило силу).

Абзацем 7 подп. 4.6 п. 4 Указания № 3210-У закреплено, что обособленные подразделения передают в головную организацию копию листа кассовой книги. Порядок передачи, включая сроки, устанавливается самим юридическим лицом с учетом срока составления бухгалтерской (финансовой) отчетности. Обратите внимание: совершенно необязательно передавать копию листа ежедневно, нужно зафиксировать порядок передачи также в специальном документе – приказе или включить его в учетную политику организации. Каких-либо требований к этому порядку Указание № 3210-У не содержит.

3. Прием в кассу юридического лица наличных денег, сдаваемых обособленным подразделением, и выдача обособленному подразделению наличных денег, необходимых для проведения кассовых операций, производится по приходным и расходным кассовым ордерам. Порядок приема и выдачи денег устанавливается самим юридическим лицом (подп. 5.3 п. 5, подп. 6.4 п. 6 Указания № 3210-У). Иначе говоря, приходные и расходные ордера следует оформлять в момент фактического получения и выдачи денег.

Иных особенностей ведения кассовых операций ОП Указание № 3210-У не ­содержит.

Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Сотрудника восстановили на работе. Выплаченное выходное пособие у него не удерживалось, записей по счетам бухгалтерского учета бухгалтерия пока не производила. Каков порядок отражения данной операции в бухгалтерском учете?

Организация в мае 2017 года сделала следующие бухгалтерские проводки по начислению и выплате выходного пособия: Дебет 26 «Общехозяйственные расходы», Кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - начислено выходное пособие; Дебет 70, Кредит 51 «Расчетный счет» - выплачено выходное пособие. После восстановления сотрудника на работе выплаченное выходное пособие у него не удерживалось, записей по счетам бухгалтерского учета бухгалтерия организации пока не производила. Каков порядок отражения данной операции в бухгалтерском учете?

Не запрещен ли возврат денежных средств за неоказанные услуги на счет банковской карты покупателя, если он внес аванс по эквайрингу через банковский терминал с применением онлайн-кассы и представил заявление об отказе от оказания услуг?

Не запрещен ли законодательно возврат денежных средств за неоказанные услуги по заявлению покупателя на счет его банковской карты, если клиент внес аванс по эквайрингу через банковский терминал с применением онлайн-кассы и в дальнейшем представил заявление об отказе от оказания услуг и попросил вернуть деньги безналичным путем на счет пластиковой карты без личного присутствия (в связи с тем, что согласование возврата не могло быть произведено в момент отказа от услуги)?

На учет принято ОС 1-ой амортизационной группы. В 2017 году используется старая форма налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество. Должна ли его стоимость попадать в налоговый расчет по авансовому платежу по налогу на имущество?

Организация приняла на учет основное средство первой амортизационной группы. Организация в 2017 году использует старую форму налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество. Должна ли его стоимость попадать в налоговый расчет по авансовому платежу по налогу на имущество? Если должна, то в какие разделы и строки? Должна ли строка 210 раздела 2 расчета по авансовому платежу по налогу на имущество совпадать с разностью 01 и 02 счетов и со строкой на конец квартала раздела 2?

Заключены договоры, обязательства по которым учитываются в долларах США, а оплата производится в рублях РФ. Каким образом оформлять счет на оплату, счет-фактуру или универсальный передаточный документ?

Заключены договоры, обязательства по которым учитываются в долларах США, а оплата производится в рублях РФ по курсу ЦБ РФ на дату оплаты. Договор предусматривает 50 % предоплату. Каким образом оформлять счет на оплату, счет-фактуру или универсальный передаточный документ? Необходимо ли оформлять два счета-фактуры с указанием суммы в рублях и в иностранной валюте?

Обязательно ли проставление двух подписей в строке «Груз получил грузополучатель» и в строке «Груз принял» на товарной накладной (форма ТОРГ-12)ответственными лицами покупателя или достаточно одной подписи?

Покупателю товар доставляется силами поставщика. Приемка товара осуществляется на территории (складах) покупателя ответственными лицами покупателя, которые и подписывают товарную накладную (форма ТОРГ-12). Впоследствии подписанная товарная накладная передается в бухгалтерию. Обязательно ли проставление двух подписей в строке «Груз получил грузополучатель» и в строке «Груз принял» на товарной накладной со стороны ­покупателя или достаточно проставления одной подписи?

Не запрещен ли возврат денежных средств за неоказанные услуги на счет банковской карты покупателя, если он внес аванс по эквайрингу через банковский терминал с применением онлайн-кассы и представил заявление об отказе от оказания услуг?

Не запрещен ли законодательно возврат денежных средств за неоказанные услуги по заявлению покупателя на счет его банковской карты, если клиент внес аванс по эквайрингу через банковский терминал с применением онлайн-кассы и в дальнейшем представил заявление об отказе от оказания услуг и попросил вернуть деньги безналичным путем на счет пластиковой карты без личного присутствия (в связи с тем, что согласование возврата не могло быть произведено в момент отказа от услуги)?

Облагаются ли НДС штрафы за простой транспортных средств организации, оказывающей транспортные услуги?

Организация оказывает транспортные услуги и в договоре с клиентом прописывает, что штрафы за простой включают в себя НДС. Клиент настаивает, что штраф должен быть без НДС. Он делает акцент на то, что простои не относятся к оказанию услуги и, соответственно, в базу по НДС не попадают. Но практика показывает, что с таких штрафов налоговые органы доначисляют НДС. ­Облагаются ли штрафы за простой НДС?

В положении о премировании закреплено, что премии начисляются по усмотрению руководителя подразделения и директора, конкретные схемы начисления текущих премий не прописаны. Является ли это нарушением законодательства?

В положении о премировании организации закреплены следующие положения: 1) премирование - это право работодателя, а не обязанность; 2) текущие премии могут начисляться по усмотрению директора по мотивированному представлению руководителя подразделения (текущее премирование может осуществляться по итогам работы за каждый календарный месяц работы в случае достижения работником высоких производственных показателей при одновременном безупречном выполнении работником трудовых обязанностей и правил трудовой дисциплины); 3) определен лишь предельный размер текущих премий (до 500 % должностного оклада). То есть в положении о премировании закреплено, что премии начисляются по усмотрению руководителя подразделения и директора, конкретные схемы начисления текущих премий не прописаны. Является ли это нарушением законодательства?