По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции: снятие и постановка иностранной организации на учет в налоговом органе должны быть осуществлены налоговым органом на основании данных, содержащихся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц. Неисполнение налоговым органом обязанности по снятию с учета иностранной организации не является основанием для привлечения ее к ответственности. Представлять в налоговый орган какие-либо заявления для снятия с учета иностранная организация не должна.
Обоснование позиции
До 1 января 2015 года положения НК РФ устанавливали, что в случае прекращения деятельности обособленного подразделения иностранной организации снятие с учета организации налоговым органом по месту нахождения этого обособленного подразделения осуществляется на основании полученного налоговым органом заявления иностранной организации в течение 10 дней со дня получения этого заявления, но не ранее окончания выездной налоговой проверки организации в случае ее проведения (п. 5 ст. 84 НК РФ). Это правило конкретизировалось в утвержденных приказом Минфина России от 30.09.2010 № 117н на основании п. 1 ст. 83 НК РФ «Особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения» (далее – Особенности). Согласно этому документу (см. раздел X Особенностей) для снятия иностранной организации с учета в налоговом органе необходимо предоставление в налоговый орган в том числе соответствующего заявления.
С 1 января 2015 года Федеральным законом от 04.11.2014 № 347-ФЗ в п. 5 ст. 84 НК РФ внесены изменения, и с указанной даты в случаях прекращения иностранной организацией деятельности через аккредитованные филиал или представительство снятие ее с учета налоговым органом по месту осуществления деятельности на территории Российской Федерации осуществляется на основании сведений, содержащихся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц.
Таким образом, с указанной выше даты предусмотренный Особенностями порядок снятия с учета в налоговом органе иностранной организации не соответствует правилам, установленным НК РФ, а значит, не может применяться (п. 1 ст. 4, ст. 6 НК РФ). Иные нормативные акты не предусматривают для иностранной организации обязанности в течение какого-либо срока предоставить в налоговый орган заявление о снятии с учета в налоговом органе при истечении срока аккредитации (разрешения на открытие представительства). Следовательно, в приведенной ситуации непредставление иностранной организацией в налоговый орган заявления о снятии с учета не может рассматриваться как правонарушение (ст. 126, 129.1 НК РФ, ст. 15.6 КоАП РФ).