Top.Mail.Ru

Организация заключила договор аренды грузового автомобиля с физическим лицом, которое будет управлять им лично. Какова сфера ответственности арендатора перед арендодателем?

Вопрос

Организация (арендатор) заключила с физическим лицом договор аренды грузового автомобиля. Физическое лицо – арендодатель по договору не выступает в качестве ИП, не является работником арендатора. Предполагается, что услуги по управлению транспортным средством арендодатель будет оказывать лично.

1. Кто при договоре аренды с экипажем между арендодателем – физическим лицом и арендатором – юридическим лицом несет ответственность за ­несоблюдение режима труда и отдыха водителя?

2. Не будет ли нарушение режима труда и отдыха водителя в случае гибели или повреждения арендованного транспортного средства являться обстоятельством, при котором арендатор обязан возместить арендодателю причиненные убытки, за которые арендатор отвечает в соответствии с законом или договором аренды согласно ст. 639 ГК РФ, если договором аренды предусмотрена ­обязанность арендодателя соблюдать все требования законодательства РФ?

3. Обязан ли арендодатель – физическое лицо проходить предрейсовый и послерейсовый медосмотры?

4. Обязан ли арендодатель – физическое лицо проверять транспортное средство перед выездом (въездом)?

5. Какова ответственность сторон по указанным случаям?

6. Возможно ли заключение договора аренды с экипажем между юридическим лицом и физическим лицом?

Отвечает

1. Исходя из основополагающего в гражданском законодательстве принципа свободы договора, граждане (физические лица) и юридические лица приобретают свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Будучи свободными в определении своих прав и обязанностей на основе договора, участники гражданских правоотношений вправе заключить любой договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами, и определить его условия по своему усмотрению, за исключением случаев, когда содержание того или иного ­условия предписано законодательством (п. 2 ст. 1, ст. 421 ГК РФ).

В соответствии со ст. 632 ГК РФ по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации. Члены экипажа являются работниками арендодателя. Они подчиняются распоряжениям арендодателя, относящимся к управлению и технической эксплуатации, и распоряжениям арендатора, касающимся коммерческой эксплуатации ­транспортного средства (п. 2 ст. 635 ГК РФ).

Правила параграфа 3 главы 34 ГК РФ о договоре аренды транспортного средства с экипажем не исключают возможности заключить такой договор между юридическим лицом, выступающим в качестве арендатора, и физическим лицом – арендодателем.

2. Нормы ГК РФ не регулируют трудовые отношения и не предусматривают особенности режима труда и отдыха водителей транспортных средств. Правила ст. 329 ТК РФ и Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (утв. приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15, далее – Положение) предусматривают особенности установления режима рабочего времени и времени отдыха водителей, работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории РФ организациям, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории РФ (п. 2 упомянутого Положения). Соответственно, они распространяются только на водителей, являющихся работниками организации или физического лица – владельца транспортного средства. Поскольку арендатора и лицо, осуществляющее управление автомобилем (арендодателя), в настоящей ситуации связывают не трудовые, а гражданско-правовые отношения, в рамках которых арендодатель подчиняется лишь тем распоряжениям арендатора, которые касаются коммерческой эксплуатации автомобиля, арендатор не несет ответственности за соблюдение установленного законодательством режима рабочего времени и времени отдыха водителей в отношении арендодателя. Добавим, что правила гражданского законодательства не указывают, что управление автомобилем во исполнение договора аренды транспортного средства с экипажем может осуществляться только силами арендодателя, если он является физическим лицом. Напротив, из п. 2 ст. 635 ГК РФ следует, что арендодатель вправе сформировать экипаж транспортного средства из своих работников; в этом случае установленную законодательством ответственность за соблюдение режима труда и отдыха работников нес бы арендодатель.

3. Что касается возможного предъявления требования о возмещении убытков в случае гибели или повреждения арендованного транспортного средства, отметим, что по смыслу ст. 15, 393 и 639 ГК РФ ответственность в виде возмещения убытков наступает при одновременном соблюдении нескольких условий: установлены факт причинения убытков, их размер, противоправность поведения лица и причинная связь между поведением указанного лица и наступившим вредом. Недоказанность одного из названных условий влечет за собой отказ в удовлетворении исковых требований в случае возникновения судебного разбирательства по вопросу о взыскании убытков (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 20.09.2013 № Ф09-9365/13, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2015 № 17АП-1445/15, Тринадцатого ­арбитражного апелляционного суда от 15.12.2014 № 13АП-22405/14).

Поскольку ответственность за соблюдение требований трудового законодательства в гражданско-правовых отношениях с арендодателем арендатор транспортного средства не несет, управление транспортным средством силами арендодателя без учета норм Положения, на наш взгляд, само по себе не может быть основанием для возникновения у арендатора ответственности в виде возмещения убытков, причиненных гибелью или повреждением транспортного средства.

4. Пункт 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон № 196-ФЗ) устанавливает обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории РФ деятельность, связанную с ­эксплуатацией транспортных средств, в том числе:

  • организовывать в соответствии с требованиями названного федерального закона, Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой ­помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
  • обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них ­неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.

В соответствии с п. 1 ст. 23 Закона № 196-ФЗ медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя предрейсовые и ­послерейсовые медицинские осмотры.

Пунктом 3 той же статьи предусмотрено, что обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб. Обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов. Указанные медицинские осмотры проводятся за счет средств работодателя (п. 5 ст. 23 Закона № 196-ФЗ).

Требование о прохождении обязательных медицинских осмотров распространяется на индивидуальных предпринимателей в случае самостоятельного управления ими транспортными средствами, ­осуществляющими перевозки (п. 4 ст. 23 Закона № 196-ФЗ).

Формально из п. 3, 4 и 5 ст. 23 Закона № 196-ФЗ следует, что обязанность проходить медицинские осмотры, в том числе предрейсовые и послерейсовые, распространяется только на индивидуальных предпринимателей и на лиц, работающих по трудовому договору. Однако мы полагаем, что по смыслу ст. 20 и 23 Закона № 196-ФЗ медицинские осмотры в установленных случаях обязаны проходить все лица, управляющие транспортными средствами в интересах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по эксплуатации транспортных средств, независимо от оснований возникновения правоотношений между водителями и лицами, которые осуществляют эту деятельность. По нашему мнению, арендодатель, оказывающий услуги по управлению грузовым автомобилем, не может быть освобожден от обязанности по прохождению предварительных и послерейсовых медицинских осмотров на том основании, что он не является работником арендатора или индивидуальным предпринимателем.

Причем, поскольку коммерческая эксплуатация автомобиля (то есть деятельность, связанная с эксплуатацией этого транспортного средства) осуществляется арендатором, полагаем, что по смыслу приведенных норм обязанность по организации проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров (поскольку их проведение в настоящей ситуации является обязательным) лица, управляющего арендованным автомобилем, возлагается на организацию-арендатора.

Косвенное подтверждение этому мнению можно обнаружить и в судебной практике. Так, ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 26.11.2010 по делу № А70-3549/2010 отметил, что лицо, использующее транспортное средство на праве аренды, признается владельцем транспортного средства, следовательно, осуществляя деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, оно обязано организовывать и проводить медицинские осмотры водителей. А Пятый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 10.12.2014 № 05АП-14405/14 пришел к выводу о том, что лицо, от чьего имени фактически осуществляется перевозка груза, признается лицом, осуществляющим эксплуатацию транспортного средства, в связи с чем независимо от распределения прав и обязанностей сторон по гражданско-правовому договору (договор субаренды транспортного средства с экипажем) не освобождается от обязанностей, возникающих при вступлении его в правоотношения, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения.

5. Согласно п. 28 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (утв. приказом Минтранса России от 15.01.2014 № 7, далее – Правила) субъект транспортной деятельности обязан обеспечить проведение предрейсового контроля технического состояния транспортного средства. Запрещается выпуск на линию транспортных средств, не прошедших предрейсовый контроль технического состояния.

Пункт 2 Правил относит к субъектам транспортной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, предназначенных для перевозок пассажиров и грузов.

Как следует из этих определений, в настоящей ситуации субъектом транспортной деятельности является арендатор как юридическое лицо, осуществляющее деятельность по перевозкам грузов автомобильным транспортом.

Следовательно, в рассматриваемом случае именно арендатор несет обязанность по проведению предрейсового контроля технического состояния автомобиля. Сказанное не меняет и тот факт, что по договору аренды транспортного средства с экипажем услуги по технической эксплуатации транспортного средства оказываются арендодателем. К услугам по технической эксплуатации могут быть отнесены меры по поддержанию транспортного средства в технически нормальном, годном к использованию состоянии (смазка, замена сменных деталей, регулировка механизмов, контроль за приборами и т.п.) (см. также постановления ФАС Северо-Западного округа от 27.03.2006 по делу № А21-780/2005-С1, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2015 № 15АП-23993/14, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2012 № 13АП-8762/12, Первого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2010 № 01АП-772/2010). Выполнение предусмотренных законодательством требований, направленных на обеспечение безопасности ­перевозок, к услугам по технической эксплуатации автомобиля не сводится.

Административная ответственность за несоблюдение указанных выше требований предусмотрена ч. 2 и 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ.

6. Отметим также, что ответы на заданные вопросы во многом зависят от того, являются ли в действительности отношения между организацией и лицом, управляющим автомобилем, по своему характеру гражданско-правовыми и не будет ли в конкретной ситуации оснований полагать, что фактически между сторонами сложились трудовые отношения. Подчеркнем, что в соответствии с ч. 2 ст. 15 ТК РФ заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается. Отношения, возникшие на основании гражданско-правового договора, могут быть при определенных обстоятельствах признаны трудовыми отношениями, причем неустранимые сомнения при рассмотрении судом споров о признании отношений, возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями толкуются в пользу наличия трудовых отношений (ч. 4 ст. 11, ст. 19.1 ТК РФ).

Соответственно, если при возникновении спора будет признано, что отношения между сторонами фактически регулируются трудовым договором и к ним применяются правила трудового законодательства, будет считаться, что организация обязана была соблюдать в отношении водителя все требования трудового законодательства, включая обеспечение надлежащего режима рабочего времени и времени отдыха. За несоблюдение этих требований организация и ее должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 1 или ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ, а за заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и ­работодателем, – по ч. 3 или ч. 5 той же статьи.

Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Подскажите, пожалуйста, как устроить на работу постоянно проживающего иностранца (гражданина Казахстана)?

Подскажите, пожалуйста, как устроить на работу постоянно проживающего иностранца (гражданина Казахстана)? Какие документы для трудоустройства нужны? И нужно ли составлять дополнительный договор для иностранцев?

Когда необходимо произвести оплату, если установленная договором дата является нерабочей?

Согласно договору срок оплаты услуг – ​не позднее 9 марта. 8–10 марта – ​выходные дни. Будет ли в таком случае оплата перенесена на первый рабочий день? Или заказчик обязан будет оплатить услуги до 8 марта, а в случае неоплаты исполнитель вправе не оказывать услуги?

Распространяются ли на дочернее общество внутренние акты основного?

Должно ли дочернее общество руководствоваться внутренними актами (положениями, регламентами) органов управления основного общества?

Является ли заявление о применении срока исковой давности признанием иска?

Ответчик в арбитражном суде первой инстанции заявил о пропуске срока исковой давности, а о том, что сделки не совершал, он не заявлял. Суд исковую давность не применил. В апелляции ответчик заявил, что сделки не совершал, суд посчитал факт доказанным. Является ли заявление о применении срока исковой давности признанием иска?

Взыскана сумма по судебному приказу, который позже был отменен. Как вернуть деньги, можно ли взыскать проценты и расходы на юриста

Взыскана сумма по судебному приказу. Судебный приказ впоследствии отменен, однако взыскание по нему произведено и получено взыскателем. Можно ли вернуть деньги не через поворот судебного решения, а с помощью самостоятельного иска о взыскании денег, а также взыскать еще проценты по ст. 395 ГК РФ и расходы на юриста?

По контракту 2023 года обязательства исполнены с просрочкой. Можно ли списать неустойку по нему по постановлению Правительства РФ № 783?

Возможно ли списание неустойки по контракту, заключенному в 2023 году по постановлению Правительства РФ от 04.07.2018 № 783, при условии, что обязательства исполнены в полном объеме с просрочкой (пени – ​менее 5%), а срок действия контракта – ​до 31.12.2023?

Возможно ли заключение дополнительного соглашения к договору с истекшим сроком действия и его распространение на период, предшествующий подписанию дополнительного соглашения

В договоре возмездного оказания услуг отсутствует условие о том, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. При этом у заказчика сохраняется задолженность перед исполнителем за оказанные услуги. Договор прекратил свое действие в четко указанную в договоре календарную дату, однако стороны приняли решение пролонгировать отношения на дополнительный срок. Для этого они согласуют и подписывают дополнительное соглашение к договору, но само соглашение датируют текущей датой, за пределами срока действия договора, при этом дополнительное соглашение распространяет действие на взаимоотношения сторон, возникшие с первого дня после окончания срока действия договора. Договор прекратил свое действие 31.12.2019, составляется дополнительное соглашение, датированное 09.01.2020, и в тексте дополнительного соглашения указывается, что оно распространяет свое действие на взаимоотношения сторон, возникшие с 01.01.2020. Правомерно ли это? Возможно ли заключение дополнительного соглашения к договору с истекшим сроком действия?

Рабочий день в организации установлен с 08.00 до 17.00.Если работник отметился в 08.00 на проходной, а не на своем рабочем месте, будет ли это являться опозданием?

В соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка рабочий день в организации установлен с 08.00 до 17.00. Территория работодателя – большая. Прежде чем попасть на свое рабочее место, работник должен пройти через проходную. Преодоление расстояния от проходной до цеха занимает длительное время. Если работник отметился на проходной в 08.00, будет ли это являться опозданием?