Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: обратиться с заявлением в регистрирующий орган следует в течение трех дней с момента принятия соответствующего решения либо (если документально оформленное решение отсутствует) с момента начала осуществления нового вида деятельности. Подача сведений об изменении видов деятельности через месяц после принятия соответствующего решения может являться основанием для привлечения к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ.
Однако общество вправе осуществлять новые виды деятельности и до внесения в ЕГРЮЛ соответствующих кодов ОКВЭД.
Обоснование вывода
I. Согласно подп. «п» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ) в перечень сведений о юридическом лице, которые содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), включены коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД).
Пункт 5 ст. 5 Закона № 129-ФЗ предусматривает обязанность юридических лиц в течение трех рабочих дней с момента изменения этих сведений сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения. Иными словами, такие сведения должны соответствовать фактически осуществляемой деятельности (см. решение Благовещенского городского суда Амурской области от 17.05.2013 по делу № 2-3021/13).
Нарушение данной обязанности может явиться основанием для привлечения к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ.
Привлечение к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ, возможно как за непредставление или несвоевременное представление в регистрирующий орган сведений об изменении видов деятельности в случае принятия соответствующего решения (см., например, решения Волгоградского областного суда Волгоградской области от 11.12.2013 по делу № 07р-731/13, Дзержинского районного суда г. Волгограда Волгоградской области от 11.12.2014 по делу № 12-485/2014 и от 06.11.2013 по делу № 12-440/2013), так и в случае установления налоговым органом факта осуществления хозяйствующим субъектом новых видов деятельности без включения сведений об этом в ЕГРЮЛ (см., например, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2013 № 15АП-8436/13).
II. В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», п. 1 ст. 49 ГК РФ общество может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами, если это не противоречит предмету и целям деятельности, определенно ограниченным уставом общества.
Перечень сведений, которые обязательно должны содержаться в уставе общества, предусмотрен п. 2 ст. 12 Закона об ООО. Виды деятельности в этом перечне не упомянуты. В рассматриваемой ситуации, как следует из вопроса, устав общества содержит открытый перечень видов деятельности, которые может осуществлять организация. Следовательно, вносить изменения в устав в связи с изменением перечня осуществляемых видов деятельности обществу не требуется.
При этом отметим, что право на осуществление того или иного вида экономической деятельности законодательством не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия у юридического лица соответствующего кода ОКВЭД, внесенного в установленном порядке в ЕГРЮЛ. Коды ОКВЭД предназначены исключительно для классификации и кодирования видов экономической деятельности и информации о них (см. также постановления ФАС Московского округа от 11.03.2013 № Ф05-862/13, ФАС Поволжского округа от 26.04.2012 № Ф06-2788/12). Иными словами, в случае несообщения (несвоевременного сообщения) в регистрирующий орган о новых видах деятельности ответственность наступает лишь за факт несообщения, но не за осуществление такой деятельности.