Top.Mail.Ru
Вопрос
Сколько в ООО должно быть печатей (если несколько, то каких, чем они отличаются друг от друга, можно ли иметь только одну)?
Отвечает

Прежде всего отметим, что согласно ранее действовавшим нормам общество с ограниченной ответственностью (далее также – ООО, общество) должно было иметь круглую печать, содержащую полное фирменное наименование этого общества на русском языке и указание на его место нахождения (п. 5 ст. 2 Федерального закона от 08.02.1998 № ­14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон № ­14-ФЗ) в редакции, действовавшей до 6 апреля 2014 г.).

После внесения изменений в указанный пункт Федеральным законом от 06.04.2015 № 82-ФЗ ООО вправе, но не обязано, иметь печать, за исключением случаев, когда обязательность наличия у ООО печати ­предусмотрена законом.

Так, например, обязанность использовать печать установлена для юридических лиц, осуществляющих оценочную деятельность (абз. 16 ст. 11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной ­деятельности в Российской Федерации»).

В случаях же, прямо не поименованных в законе, ООО вправе отказаться от печати и не использовать ее.

Тем не менее в настоящее время многие подзаконные правовые акты по-прежнему предусматривают обязательное использование печати ­организации, например:

  • для заполнения трудовых книжек (п. 35 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей (утв. постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225);
  • для документов эмитентов (п. 1.6 и 1.12 Стандартов эмиссии ценных бумаг, порядке государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг (утв. ­положением Банка России от 11.08.2014 № 428-П).

Во избежание спорных ситуаций до приведения в соответствие с федеральным законодательством подзаконных нормативных правовых актов не рекомендуется отказываться от печати. При этом сведения о наличии печати должны содержаться в уставе общества (абз. 2 п. 5 ст. 2 Закона № 14-ФЗ).

Отметим, что форма печати в случае ее наличия у общества, а также ее размер, шрифты текста, цвет чернил для оттиска законодательством не регламентированы. Не содержит оно положений и о количестве ­печатей, которое вправе иметь общество.

В связи с этим можно сделать вывод, что общество вправе иметь и использовать как одну, так и несколько печатей, в том числе для различных целей. Наличие нескольких печатей в организации с разграничением сферы их использования, например «Для договоров», «Отдел кадров» и др., не противоречит закону, может использоваться для дополнительной защиты финансовых документов организации и для контроля за ­документооборотом в целом.

Содержание печатей ООО законом в настоящее время не установлено. Исходя из действовавших ранее требований, а также сложившейся ­практики печать юридического лица может содержать:

  • полное фирменное наименование юридического лица на русском языке. Полное фирменное наименование должно включать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, ­обозначающих род деятельности (п. 2 ст. 1473 ГК РФ);
  • место нахождения юридического лица;
  • фирменное наименование организации на любом языке народов Российской Федерации и (или) иностранном языке;
  • иную информацию и надписи (например, ОГРН, КПП, надписи «Для документов», «Для договоров» и т.п.).

На печати могут присутствовать различные изображения, например логотип организации. Однако при использовании таких изображений необходимо учитывать, что размещаемое на печати обозначение может являться объектом интеллектуальной собственности (товарным знаком, коммерческим обозначением и т.п.), которому предоставляется правовая охрана (ст. 1225 ГК РФ). Если исключительные права на это обозначение принадлежат другому лицу, для его правомерного использования ­организации необходимо получить согласие правообладателя.

Помимо этого, следует помнить, что не допускается произвольное использование на печатях организаций изображения государственного герба Российской Федерации. Организациям может быть предоставлено такое право лишь в случае наделения их отдельными государственно-властными полномочиями (абз. 2 ст. 4 Федерального конституционного закона от 25.12.2000 № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской ­Федерации»).

Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

О дате договора, подписанного по ЭДО

В договоре аренды указана его дата – ​29.03.2024. Он был подписан по ЭДО, и в штампе о подписании проставлена другая дата. В тексте договора отмечено, что он вступает в силу с даты подписания сторонами и с даты подписания начинают исчисляться сроки договора и индексации арендной платы. С какой даты в данном случае следует исчислять указанные сроки: с даты в договоре или в штампе о подписании договора?

Можно ли использовать товарный знак компании, выдавшей сертификат?

Если товар прошел испытания и имеет сертификат качества, определенный организацией, то можно ли использовать при создании изображений для использования на сайте, в социальных сетях товарный знак данной организации?

Когда можно подать иск об упущенной выгоде?

Заключен рамочный договор поставки и оформлена спецификация. По ее условиям определены стоимость товара и порядок оплаты, предусматривающий аванс. После подписания спецификации продавец начал производить товар до перечисления аванса покупателем. Покупатель аванс перечислил частично (30% от согласованного). В дальнейшем не забрал товар и перестал выходить на связь. Может ли продавец не руководствоваться спецификацией, заявить иск об упущенной выгоде, основанный на стоимости цены, согласованной сторонами в спецификации?

Как получить от автосалона документы по гарантийному ремонту?

Автосалон не выдал заказ-наряд и акт выполненных работ по гарантийному ремонту (ремонт за счет дилера). Каким образом владельцу автомобиля можно получить данные документы? На какие нормативные правовые документы можно ссылаться в связи с такой ситуацией?

Взыскана сумма по судебному приказу, который позже был отменен. Как вернуть деньги, можно ли взыскать проценты и расходы на юриста

Взыскана сумма по судебному приказу. Судебный приказ впоследствии отменен, однако взыскание по нему произведено и получено взыскателем. Можно ли вернуть деньги не через поворот судебного решения, а с помощью самостоятельного иска о взыскании денег, а также взыскать еще проценты по ст. 395 ГК РФ и расходы на юриста?

По контракту 2023 года обязательства исполнены с просрочкой. Можно ли списать неустойку по нему по постановлению Правительства РФ № 783?

Возможно ли списание неустойки по контракту, заключенному в 2023 году по постановлению Правительства РФ от 04.07.2018 № 783, при условии, что обязательства исполнены в полном объеме с просрочкой (пени – ​менее 5%), а срок действия контракта – ​до 31.12.2023?

Возможно ли заключение дополнительного соглашения к договору с истекшим сроком действия и его распространение на период, предшествующий подписанию дополнительного соглашения

В договоре возмездного оказания услуг отсутствует условие о том, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. При этом у заказчика сохраняется задолженность перед исполнителем за оказанные услуги. Договор прекратил свое действие в четко указанную в договоре календарную дату, однако стороны приняли решение пролонгировать отношения на дополнительный срок. Для этого они согласуют и подписывают дополнительное соглашение к договору, но само соглашение датируют текущей датой, за пределами срока действия договора, при этом дополнительное соглашение распространяет действие на взаимоотношения сторон, возникшие с первого дня после окончания срока действия договора. Договор прекратил свое действие 31.12.2019, составляется дополнительное соглашение, датированное 09.01.2020, и в тексте дополнительного соглашения указывается, что оно распространяет свое действие на взаимоотношения сторон, возникшие с 01.01.2020. Правомерно ли это? Возможно ли заключение дополнительного соглашения к договору с истекшим сроком действия?

Рабочий день в организации установлен с 08.00 до 17.00.Если работник отметился в 08.00 на проходной, а не на своем рабочем месте, будет ли это являться опозданием?

В соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка рабочий день в организации установлен с 08.00 до 17.00. Территория работодателя – большая. Прежде чем попасть на свое рабочее место, работник должен пройти через проходную. Преодоление расстояния от проходной до цеха занимает длительное время. Если работник отметился на проходной в 08.00, будет ли это являться опозданием?