В организации может быть предусмотрена должность заместителя начальника отдела (управления), несмотря на отсутствие должности с таким наименованием в соответствующем профессиональном стандарте. В рамках применения профессионального стандарта «Специалист по управлению персоналом» организация вправе соотнести перечень обязанностей, которые будет выполнять работник, занимающий такую должность, с характеристиками обобщенных трудовых функций, которые предусмотрены этим стандартом, и установить квалификационные требования по этой должности на основе требований к квалификации работников по тем должностям, по которым трудовые функции в наиболее полной мере соответствуют содержанию трудовой функции заместителя начальника отдела (управления). При этом организация вправе учитывать особенности трудовой функции такого работника, обусловленные применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.
В первую очередь следует отметить, что, исходя из содержания ст. 8, ч. 1 ст. 34, ч. 1 и 2 ст. 35 Конституции РФ и абз. 2 ч. 1 ст. 22 ТК РФ, работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала) (п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»).
Согласно ч. 2 ст. 57 ТК РФ в трудовом договоре должна быть указана трудовая функция работника (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.
Частью 1 ст. 195.3 ТК РФ (в редакции Федерального закона от 02.05.2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”» (далее – Закон № 122-ФЗ), вступающего в силу с 01.07.2016) предусмотрено, что в случае, если ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями. Часть 2 ст. 195.3 ТК РФ в редакции Закона № 122-ФЗ указывает, что характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена в соответствии с частью первой той же статьи, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.
Таким образом, с 01.07.2016 профессиональные стандарты будут применяться в обязательном порядке в части требований к квалификации работников в случаях, когда ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции. Кроме того, применение профессионального стандарта в части соответствия наименования должности (профессии) работника и квалификационных требований к нему содержанию такого стандарта может обуславливаться наличием установленных законодательством компенсаций, льгот или ограничений в отношении работ по тем или иным должностям, профессиям, специальностям. В иных случаях требования к квалификации для выполнения работ по должностям (профессиям, специальностям) будут устанавливаться работодателем на основе характеристик квалификации, которые содержатся в соответствующем профессиональном стандарте. Причем в этом случае учитываются особенности выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.
Предоставление льгот, компенсаций или наличие ограничений для выполнения трудовых функций по должностям, предусмотренным профессиональным стандартом «Специалист по управлению персоналом» (утвержден приказом Минтруда России от 06.10.2015 № 691н, далее – Стандарт), законодательство не предусматривает. Отсутствуют в ТК РФ, других федеральных законах или иных нормативных правовых актах РФ и требования к квалификации работника, необходимой для выполнения этих трудовых функций.
Кроме того, с 01.07.2016 не утрачивает силу Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, 4-е издание, дополненное (утвержден постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 № 37, далее – Справочник). Из п. 7 Общих положений этого Справочника следует, что работодатель не лишен возможности предусмотреть в штатном расписании производные должности (в частности, заместителей руководителей подразделений), при этом должностные обязанности работников, занимающих такие должности, требования к их знаниям и квалификации определяются на основе характеристик соответствующих базовых должностей.
Также заметим, что из положений ТК РФ (в том числе в редакции, которая вступит в силу с 01.07.2016), определяющих порядок применения профессиональных стандартов, не следует, что работодатель не вправе вводить в штатное расписание должности, не предусмотренные такими стандартами.
Поэтому мы полагаем, что организация не лишена права предусмотреть в штатном расписании должность заместителя начальника отдела (управления), осуществляющего функции по управлению персоналом. При этом квалификационные требования к работнику, занимающему эту должность, могут быть установлены, в частности, путем соотнесения перечня его должностных обязанностей и характеристик трудовых функций, которые содержатся в Стандарте. Например, если трудовые функции такого сотрудника будут соответствовать (полностью или в основном) характеристике обобщенной трудовой функции «Операционное управление персоналом и подразделением организации» (п. 3.7 Стандарта), квалификационные требования по этой должности могут быть установлены на основе требований к образованию, обучению, к опыту практической работы, которые предусмотрены упомянутым Стандартом применительно к должностям «Руководитель структурного подразделения», «Начальник структурного подразделения».
Обратим внимание, что изложенное выше является нашим экспертным мнением. За официальными разъяснениями по этому вопросу организация вправе обратиться в Минтруд России (п. 3 постановления Правительства РФ от 22.01.2013 № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов»).