Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: возложение в соответствии с передаточным актом обязанности по внесению платежей в бюджет только на одного из правопреемников юридического лица, прекращающего деятельность в результате реорганизации в форме разделения, с передачей обязательств перед остальными кредиторами другому правопреемнику не противоречит закону и не может быть основанием для отказа в государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.
Обоснование вывода
Согласно п. 3 ст. 58 ГК РФ при разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с передаточным актом.
В соответствии с подп. «д» п. 1 ст. 14 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ) с учетом приведенной нормы п. 3 ст. 58 ГК РФ при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме разделения, в регистрирующий орган должен быть представлен передаточный акт.
Требования к содержанию передаточного акта определены п. 1 ст. 59 ГК РФ. Согласно этой норме передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт.
Непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта, отсутствие в нем положений о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации (абз. 2 п. 2 ст. 59 ГК РВ ГК РФ отсутствует норма, требующая пропорционального разделения кредиторской задолженности между правопреемниками юридического лица, реорганизованного в форме разделения. Не содержит такого требования в отношении обществ с ограниченной ответственностью (далее также – общества, ООО) и Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Таким образом, основанием для отказа в государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации в форме разделения, может быть отсутствие передаточного акта или отсутствие в таком акте сведений о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица (см. также письмо ФНС России от 27.05.2005 № ЧД-6-09/440). Распределение между правопреемниками обязательств непропорционально их размеру, передача обязательств по платежам в бюджет только одному из правопреемников юридического лица, прекращающего деятельность в результате реорганизации, не является основанием для отказа в государственной регистрации вновь созданных юридических лиц (п. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ).
Отметим также следующее. В соответствии с п. 6 ст. 50 НК РФ при разделении юридические лица, возникшие в результате такого разделения, признаются правопреемниками реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанности по уплате налогов. Пунктом 7 той же статьи предусмотрено, что при наличии нескольких правопреемников доля участия каждого из них в исполнении обязанностей реорганизованного юридического лица по уплате налогов определяется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Если разделительный баланс не позволяет определить долю правопреемника реорганизованного юридического лица либо исключает возможность исполнения в полном объеме обязанностей по уплате налогов каким-либо правопреемником и такая реорганизация была направлена на неисполнение обязанностей по уплате налогов, то по решению суда вновь возникшие юридические лица могут солидарно исполнять обязанность по уплате налогов реорганизованного лица (абз. 2 п. 7 ст. 50 НК РФ).
Обратим внимание, что правило абз. 2 п. 7 ст. 50 НК РФ соотносится с нормой п. 5 ст. 60 ГК РФ, согласно которому в случае, если передаточный акт не позволяет определить правопреемника по обязательству юридического лица, а также если из передаточного акта или иных обстоятельств следует, что при реорганизации недобросовестно распределены активы и обязательства реорганизуемых юридических лиц, что привело к существенному нарушению интересов кредиторов, реорганизованное юридическое лицо и созданные в результате реорганизации юридические лица несут солидарную ответственность по такому обязательству.
Таким образом, налоговое законодательство не содержит специальных правил о распределении налоговых обязательств юридического лица, реорганизованного в форме разделения. Правопреемство по таким обязательствам определяется в соответствии с передаточным актом (с учетом положений ГК РФ в редакции Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», исключившего разделительный баланс из числа документов, составляемых при реорганизации). Из абз. 2 п. 7 ст. 50 НК РФ следует, что исключение правопреемства в исполнении обязанности по уплате налогов для одного из юридических лиц, созданных в результате реорганизации в форме разделения, может повлечь за собой возникновение у правопреемников реорганизованного юридического лица солидарной обязанности по уплате налогов лишь при условии, что реорганизация направлена на неисполнение обязанностей по уплате налогов, причем решение о возложении на правопреемников такой солидарной обязанности принимает суд.
Возможность не возлагать на одного из правопреемников юридического лица, прекратившего деятельность в связи с реорганизацией в форме разделения, подтверждается судебной практикой (см., например, постановления Арбитражного суда Московского округа от 10.06.2015 № Ф05-6788/15, ФАС Западно-Сибирского округа от 22.03.2011 по делу № А27-7891/2010, ФАС Московского округа от 09.01.2007 № КА-А40/12742-06).
Поэтому, с нашей точки зрения, в рассматриваемом случае реорганизуемое ООО не лишено возможности включить в передаточный акт положения о передаче обязательств перед бюджетом только одному из своих правопреемников с возложением обязательств перед остальными кредиторами на другого правопреемника, не разделяя эти обязательства пропорционально их размеру. Если кредиторы реорганизованного ООО сочтут, что распределением обязательств между правопреемниками общества нарушены их законные интересы, они вправе будут предъявить солидарные требования к обществам, возникшим в результате реорганизации. При возникновении спора обоснованность таких требований оценит суд исходя из конкретных обстоятельств спорной ситуации.