Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: каждый работодатель обязан провести специальную оценку условий труда на всех имеющихся у него рабочих местах. Законодательством не предусмотрено каких-либо исключений для рабочих мест, на которых работники исключительно заняты на персональных компьютерах или эксплуатируют иную офисную организационную технику, либо если их работа носит разъездной, подвижной характер. За непроведение специальной оценки условий труда на рабочих местах работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Обоснование вывода
Отметим, что ранее примечанием к п. 4 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н) устанавливалось, что от аттестации в любом случае освобождаются рабочие места, на которых работники исключительно заняты на персональных электронно-вычислительных машинах (персональных компьютерах) и (или) эксплуатируют аппараты копировально-множительной техники настольного типа, единичные стационарные копировально-множительные аппараты, используемые периодически, для нужд самой организации, иную офисную организационную технику, а также бытовую технику, не используемую в технологическом процессе производства.
Однако с вступлением в силу с 1 января 2014 г. Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ) на всех без исключения работодателей в соответствии со ст. 212 ТК РФ возложена обязанность по проведению специальной оценки условий труда, заменившей аттестацию рабочих мест по условиям труда, проводившуюся ранее.
Каких-либо исключений из правила об обязательной специальной оценке условий труда для рабочих мест, на которых работники исключительно заняты на персональных компьютерах или эксплуатируют иную офисную организационную технику, в настоящее время трудовое законодательство не устанавливает. Единственное исключение, когда специальная оценка работодателем не проводится, касается условий труда надомников (ст. 310 ТК РФ), дистанционных работников (ст. 312.1 ТК РФ) и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями (ч. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ). Однако лица, указанные в вопросе, к таким категориям работников не относятся.
Характер работы на какой-либо должности (в том числе разъездной, с выездами на объекты) также не является препятствием для проведения специальной оценки условий труда.
Согласно ст. 3 Закона № 426-ФЗ специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также – вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. Она проводится совместно работодателем и специализированной организацией (организациями) в соответствии с Методикой проведения специальной оценки условий труда (утв. приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н).
В соответствии со ст. 209 ТК РФ рабочее место – место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Условие о рабочем месте может быть дополнительно уточнено в трудовом договоре по усмотрению сторон (ч. 4 ст. 57 ТК РФ). Соответственно, если в трудовом договоре указано, что рабочее место находится по месту нахождения организации-работодателя, тогда специальная оценка условий труда проводится по месту нахождения рабочего места, указанного в договоре. В случае если рабочее место в трудовом договоре не указано, то такое рабочее место может быть отнесено к рабочим местам с территориально меняющимися зонами, то есть к нестационарному рабочему месту. Таким образом, специальная оценка условий труда должна проводиться в отношении всех рабочих мест, за исключением указанных в ч. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ работников, независимо от того, как сформулировано в трудовых договорах условие о рабочем месте.
Как указано в ч. 4 ст. 16 Закона № 426-ФЗ, специальная оценка условий труда на рабочих местах с территориально меняющимися рабочими зонами, где рабочей зоной считается оснащенная необходимыми средствами производства часть рабочего места, в которой один работник или несколько работников выполняют схожие работы или технологические операции, проводится путем предварительного определения типичных технологических операций, характеризующихся наличием одинаковых вредных и (или) опасных производственных факторов и последующей оценки воздействия на работников этих факторов при выполнении таких работ или операций. Время выполнения каждой технологической операции определяется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, на основании локальных нормативных актов, путем опроса работников и их непосредственных руководителей, а также путем хронометрирования.
Таким образом, проведение специальной оценки условий труда является обязательным для работодателя в отношении работников, занятых как в офисе, так и на объектах заказчиков (решение Октябрьского районного суда г. Томска от 30.03.2015 по делу № 2-655/2015).
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (ч. 2 ст. 3 Закона № 426-ФЗ). В силу ст. 7 Закона № 426-ФЗ и ч. 2 ст. 219 ТК РФ в зависимости от установленного класса (подкласса) условий труда на рабочих местах результаты специальной оценки условий труда используются в целях установления работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени (ст. 92 ТК РФ), ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска (ст. 117 ТК РФ), повышенной оплаты труда (ст. 147 ТК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ в отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, а также условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных в ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ, работодателем подается в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту своего нахождения декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
В силу ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено этим же федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении данной оценки. Внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в случаях, установленных ст. 17 Закона № 426-ФЗ.
Также ч. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ предусмотрены переходные положения, согласно которым, в случае если до дня вступления в силу данного закона была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, являющихся основанием для проведения внеплановой специальной оценки условий труда.
Частью 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ установлено положение о том, что специальная оценка условий труда в отношении рабочих мест может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее 31 декабря 2018 г.
Однако, учитывая тот факт, что в рассматриваемом случае аттестация рабочих мест сотрудников по условиям труда организацией до вступления в силу Закона № 426-ФЗ проведена не была, работодатель, во избежание негативных последствий, должен незамедлительно провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном Законом № 426-ФЗ.
За непроведение специальной оценки условий труда на рабочих местах работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, которая предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 000 до 10 000 руб., на юридических лиц – от 60 000 до 80 000 руб.