Top.Mail.Ru

Обязана ли организация проводить специальную оценку условий труда, если часть работников находится в офисе, а часть – на объектах заказчика?

Вопрос
Организация занимается ремонтно-строительной деятельностью. В офисе организации работают пять человек. Остальные сотрудники дежурят на объекте. Аттестация рабочих мест сотрудников по условиям труда до вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» организацией проведена не была. Обязана ли организация проводить специальную оценку условий труда, учитывая, что часть работников находится в офисе, а часть – на объектах заказчика? Каков порядок проведения специальной оценки условий труда? Какова ответственность за ее непроведение?
Отвечает

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: каждый работодатель обязан провести специальную оценку условий труда на всех имеющихся у него рабочих местах. Законодательством не предусмотрено каких-либо исключений для рабочих мест, на которых работники исключительно заняты на персональных компьютерах или эксплуатируют иную офисную организационную технику, либо если их работа носит разъездной, подвижной характер. За непроведение специальной оценки условий труда на рабочих местах работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Обоснование вывода

Отметим, что ранее примечанием к п. 4 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н) устанавливалось, что от аттестации в любом случае освобождаются рабочие места, на которых работники исключительно заняты на персональных электронно-вычислительных машинах (персональных компьютерах) и (или) эксплуатируют аппараты копировально-множительной техники настольного типа, единичные стационарные копировально-множительные аппараты, используемые периодически, для нужд самой организации, иную офисную организационную технику, а также бытовую технику, не используемую в технологическом процессе производства.

Однако с вступлением в силу с 1 января 2014 г. Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ) на всех без исключения работодателей в соответствии со ст. 212 ТК РФ возложена обязанность по проведению специальной оценки условий труда, заменившей аттестацию рабочих мест по условиям труда, проводившуюся ранее.

Каких-либо исключений из правила об обязательной специальной оценке условий труда для рабочих мест, на которых работники исключительно заняты на персональных компьютерах или эксплуатируют иную офисную организационную технику, в настоящее время трудовое законодательство не устанавливает. Единственное исключение, когда специальная оценка работодателем не проводится, касается условий труда надомников (ст. 310 ТК РФ), дистанционных работников (ст. 312.1 ТК РФ) и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями (ч. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ). Однако лица, указанные в вопросе, к таким категориям работников не относятся.

Характер работы на какой-либо должности (в том числе разъездной, с выездами на объекты) также не является препятствием для проведения специальной оценки условий труда.

Согласно ст. 3 Закона № 426-ФЗ специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также – вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. Она проводится совместно работодателем и специализированной организацией (организациями) в соответствии с Методикой проведения специальной оценки условий труда (утв. приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н).

В соответствии со ст. 209 ТК РФ рабочее место – место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Условие о рабочем месте может быть дополнительно уточнено в трудовом договоре по усмотрению сторон (ч. 4 ст. 57 ТК РФ). Соответственно, если в трудовом договоре указано, что рабочее место находится по месту нахождения организации-работодателя, тогда специальная оценка условий труда проводится по месту нахождения рабочего места, указанного в договоре. В случае если рабочее место в трудовом договоре не указано, то такое рабочее место может быть отнесено к рабочим местам с территориально меняющимися зонами, то есть к нестационарному рабочему месту. Таким образом, специальная оценка условий труда должна проводиться в отношении всех рабочих мест, за исключением указанных в ч. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ работников, независимо от того, как сформулировано в трудовых договорах условие о рабочем месте.

Как указано в ч. 4 ст. 16 Закона № 426-ФЗ, специальная оценка условий труда на рабочих местах с территориально меняющимися рабочими зонами, где рабочей зоной считается оснащенная необходимыми средствами производства часть рабочего места, в которой один работник или несколько работников выполняют схожие работы или технологические операции, проводится путем предварительного определения типичных технологических операций, характеризующихся наличием одинаковых вредных и (или) опасных производственных факторов и последующей оценки воздействия на работников этих факторов при выполнении таких работ или операций. Время выполнения каждой технологической операции определяется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, на основании локальных нормативных актов, путем опроса работников и их непосредственных руководителей, а также путем хронометрирования.

Таким образом, проведение специальной оценки условий труда является обязательным для работодателя в отношении работников, занятых как в офисе, так и на объектах заказчиков (решение Октябрьского районного суда г. Томска от 30.03.2015 по делу № 2-655/2015).

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (ч. 2 ст. 3 Закона № 426-ФЗ). В силу ст. 7 Закона № 426-ФЗ и ч. 2 ст. 219 ТК РФ в зависимости от установленного класса (подкласса) условий труда на рабочих местах результаты специальной оценки условий труда используются в целях установления работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени (ст. 92 ТК РФ), ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска (ст. 117 ТК РФ), повышенной оплаты труда (ст. 147 ТК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ в отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, а также условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных в ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ, работодателем подается в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту своего нахождения декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

В силу ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено этим же федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении данной оценки. Внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в случаях, установленных ст. 17 Закона № 426-ФЗ.

Также ч. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ предусмотрены переходные положения, согласно которым, в случае если до дня вступления в силу данного закона была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, являющихся основанием для проведения внеплановой специальной оценки условий труда.

Частью 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ установлено положение о том, что специальная оценка условий труда в отношении рабочих мест может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее 31 декабря 2018 г.

Однако, учитывая тот факт, что в рассматриваемом случае аттестация рабочих мест сотрудников по условиям труда организацией до вступления в силу Закона № 426-ФЗ проведена не была, работодатель, во избежание негативных последствий, должен незамедлительно провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном Законом № 426-ФЗ.

За непроведение специальной оценки условий труда на рабочих местах работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, которая предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 000 до 10 000 руб., на юридических лиц – от 60 000 до 80 000 руб.

Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

О дате договора, подписанного по ЭДО

В договоре аренды указана его дата – ​29.03.2024. Он был подписан по ЭДО, и в штампе о подписании проставлена другая дата. В тексте договора отмечено, что он вступает в силу с даты подписания сторонами и с даты подписания начинают исчисляться сроки договора и индексации арендной платы. С какой даты в данном случае следует исчислять указанные сроки: с даты в договоре или в штампе о подписании договора?

Можно ли использовать товарный знак компании, выдавшей сертификат?

Если товар прошел испытания и имеет сертификат качества, определенный организацией, то можно ли использовать при создании изображений для использования на сайте, в социальных сетях товарный знак данной организации?

Когда можно подать иск об упущенной выгоде?

Заключен рамочный договор поставки и оформлена спецификация. По ее условиям определены стоимость товара и порядок оплаты, предусматривающий аванс. После подписания спецификации продавец начал производить товар до перечисления аванса покупателем. Покупатель аванс перечислил частично (30% от согласованного). В дальнейшем не забрал товар и перестал выходить на связь. Может ли продавец не руководствоваться спецификацией, заявить иск об упущенной выгоде, основанный на стоимости цены, согласованной сторонами в спецификации?

Как получить от автосалона документы по гарантийному ремонту?

Автосалон не выдал заказ-наряд и акт выполненных работ по гарантийному ремонту (ремонт за счет дилера). Каким образом владельцу автомобиля можно получить данные документы? На какие нормативные правовые документы можно ссылаться в связи с такой ситуацией?

Взыскана сумма по судебному приказу, который позже был отменен. Как вернуть деньги, можно ли взыскать проценты и расходы на юриста

Взыскана сумма по судебному приказу. Судебный приказ впоследствии отменен, однако взыскание по нему произведено и получено взыскателем. Можно ли вернуть деньги не через поворот судебного решения, а с помощью самостоятельного иска о взыскании денег, а также взыскать еще проценты по ст. 395 ГК РФ и расходы на юриста?

Рабочий день в организации установлен с 08.00 до 17.00.Если работник отметился в 08.00 на проходной, а не на своем рабочем месте, будет ли это являться опозданием?

В соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка рабочий день в организации установлен с 08.00 до 17.00. Территория работодателя – большая. Прежде чем попасть на свое рабочее место, работник должен пройти через проходную. Преодоление расстояния от проходной до цеха занимает длительное время. Если работник отметился на проходной в 08.00, будет ли это являться опозданием?

Возможно ли заключение дополнительного соглашения к договору с истекшим сроком действия и его распространение на период, предшествующий подписанию дополнительного соглашения

В договоре возмездного оказания услуг отсутствует условие о том, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. При этом у заказчика сохраняется задолженность перед исполнителем за оказанные услуги. Договор прекратил свое действие в четко указанную в договоре календарную дату, однако стороны приняли решение пролонгировать отношения на дополнительный срок. Для этого они согласуют и подписывают дополнительное соглашение к договору, но само соглашение датируют текущей датой, за пределами срока действия договора, при этом дополнительное соглашение распространяет действие на взаимоотношения сторон, возникшие с первого дня после окончания срока действия договора. Договор прекратил свое действие 31.12.2019, составляется дополнительное соглашение, датированное 09.01.2020, и в тексте дополнительного соглашения указывается, что оно распространяет свое действие на взаимоотношения сторон, возникшие с 01.01.2020. Правомерно ли это? Возможно ли заключение дополнительного соглашения к договору с истекшим сроком действия?

По контракту 2023 года обязательства исполнены с просрочкой. Можно ли списать неустойку по нему по постановлению Правительства РФ № 783?

Возможно ли списание неустойки по контракту, заключенному в 2023 году по постановлению Правительства РФ от 04.07.2018 № 783, при условии, что обязательства исполнены в полном объеме с просрочкой (пени – ​менее 5%), а срок действия контракта – ​до 31.12.2023?