В рассматриваемой ситуации организации не нужно начислять страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по дополнительным тарифам.
С 1 января 2017 года исчисление и уплата страховых взносов регулируются гл. 34 НК РФ.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются плательщиками страховых взносов. При этом объектом обложения страховыми взносами для них признаются, в частности, выплаты в пользу физических лиц по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг (п. 1 ст. 420 НК РФ).
Размер тарифов страховых взносов, которые обязательны к применению всеми плательщиками, установлен п. 2 ст. 425 НК РФ.
Одновременно ст. 428 НК РФ установлены дополнительные тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС) для отдельных категорий плательщиков.
Взносы по дополнительным тарифам начисляются в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, выполняя которые они могут получить право на досрочное назначение трудовой пенсии. Перечень таких работ указан в ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ). Лица, претендующие на досрочное назначение пенсии по старости, должны иметь необходимый страховой стаж.
Исходя из приведенных норм, страховые взносы на ОПС по дополнительным тарифам должны начисляться, если:
- выплата является объектом обложения страховыми взносами;
- физическое лицо выполняет виды работ, указанные в ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ.
Заметим, что ст. 428 НК РФ не уточняет, по какому договору должно работать физическое лицо, на выплаты которому должны начисляться страховые взносы по дополнительному тарифу. В свою очередь, как мы уже отметили выше, выплаты физическим лицам по гражданско-правовым договорам на выполнение работ (оказание услуг) являются объектом обложения страховыми взносами.
При буквальном толковании норм ст. 34 НК РФ представляется, что предпосылки для начисления страховых взносов на ОПС могут возникнуть в случае, когда физическое лицо по договору подряда выполняет вид работ, поименованный в п. 1-18 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ.
Подобный вывод встречался у специалистов Минтруда России в неофициальных разъяснениях.
В то же время следует обратить внимание, что трудовой договор и гражданско-правовой договор различны по своей природе.
В соответствии со ст. 56 ТК РФ под трудовым договором понимается соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить сотруднику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Под гражданско-правовым договором понимается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (ст. 420 ГК РФ). Предметом такого договора является выполнение определенного задания (заказа, поручения), то есть конкретных объемов работ. Так, по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (п. 1 ст. 702 ГК РФ).
Судебная практика относит к основным признакам, позволяющим отграничить трудовой договор от договора гражданско-правового характера:
- личностный признак (выполнение работы личным трудом и включение работника в производственную деятельность предприятия);
- организационный признак (подчинение работника внутреннему трудовому распорядку; его составным элементом является выполнение в процессе труда распоряжений работодателя, за ненадлежащее выполнение которых работник может нести дисциплинарную ответственность);
- выполнение работ определенного рода, а не разового задания;
- гарантия социальной защищенности (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 01.11.2006 № А33-4217/2006-Ф02-5620/06-С1, АС Северо-Кавказского округа от 20.10.2015 № Ф08-7269/15, АС Дальневосточного округа от 30.06.2015 № Ф03-2605/15, апелляционные определения Омского областного суда от 26.03.2014 по делу № 33-1807/2014, Самарского областного суда от 15.08.2013 по делу № 33-7546/2013).
Статья 57 ТК РФ предусматривает обязательное указание в трудовом договоре, в частности:
- места работы;
- трудовой функции работника;
- режима рабочего времени и времени отдыха;
- гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте;
- условий труда на рабочем месте.
В договоре гражданско-правового характера такие данные присутствовать не должны, в противном случае он может быть квалифицирован как трудовой договор (ст. 11 ТК РФ, письма Минфина России от 11.02.2005 № 03-05-02-04/25, УФНС России по г. Москве от 25.12.2007 № 21-11/123985@).
Обратим также внимание на то, что в силу п. 3 ст. 428 НК РФ работодатели, которые провели специальную оценку условий труда, уплачивают страховые взносы по дополнительному тарифу, установленному этим же пунктом (при этом работник должен быть занят на видах работ с особыми условиями труда, указанных в ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ (письмо Минтруда России от 18.02.2015 № 17-3/В-67)).
В свою очередь, из ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» следует, что специальную оценку условий труда проводят в отношении рабочего места. При заключении договора подряда рабочее место не устанавливается.
Согласно п. 5 постановления Минтруда России от 22.05.1996 № 29 право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками № 1, 2, в течение полного рабочего дня, под которым понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 % рабочего времени (см. также п. 4 постановления Правительства РФ от 11.07.2002 № 516).
Очевидно, что в случае, когда работа выполняется физическим лицом в рамках гражданско-правового договора, речи о контроле за рабочим временем быть не может, поскольку исполнитель, не являясь штатным работником заказчика, не находится в подчинении последнего.
Таким образом, поскольку договор подряда не обязывает заказчика контролировать условия, в которых исполнителем выполняется работа (в том числе и полноту рабочего дня, степень которой определяет право на досрочную пенсию), обеспечивать ему нормальные условия труда и гарантировать его социальную защищенность, на наш взгляд, даже в случае обращения впоследствии исполнителя за назначением досрочной пенсии, доказать право на такое назначение будет затруднительно.
Суды неоднократно указывали, что, поскольку увеличение бремени выплат путем введения дополнительного тарифа обусловлено необходимостью пенсионного обеспечения работников, досрочно вышедших на пенсию, невключение трудового стажа застрахованных лиц в стаж, дающий право на такое досрочное пенсионное обеспечение, исключает обязанность страхователя по уплате за таких работников страховых взносов по дополнительному тарифу. Если работники не обладают правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, основания для исчисления страховых взносов его работодателю по дополнительному тарифу отсутствуют (постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2017 № 07АП-495/17, Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2017 № 18АП-15754/16, АС Западно-Сибирского округа от 21.11.2016 № Ф04-5137/16 по делу № А67-887/2016).
Несмотря на то что указанные судебные решения относились к периодам действия Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ), мы полагаем, что и нормы ст. 428 НК РФ не содержат безусловной обязанности начислить взносы по дополнительным тарифам на выплату по договору гражданско-правового характера в ситуации, когда право на досрочное назначение пенсии не может быть подтверждено.
Вместе с тем полагаем, что налоговый орган может предъявить претензии, если не будут начислены страховые взносы по дополнительным тарифам физическому лицу, выполняющему работы, поименованные в ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ в рамках гражданско-правового договора.
Нам встретился судебный материал (постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 06.04.2016 № 02АП-1771/16), где рассмотрена ситуация, когда ПФР по результатам проведенной проверки был сделан вывод о том, что организации-страхователю следовало исчислить и уплатить страховые взносы по дополнительным тарифам в отношении выплат и иных вознаграждений, произведенных в пользу работников, занятых на работах с тяжелыми условиями труда (маляры и каменщики). Судьи отметили, что организация и физические лица заключали договоры подряда на выполнение малярных работ на различных объектах, на выполнение работ по кирпичной кладке, соответствующие общим положениям договора подряда. Фондом не было доказано, что работники по договорам подряда выполняли такую же работу и на тех же объектах, что и штатные работники. Также не было представлено доказательств, свидетельствующих о необходимости включения спорных периодов в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости и о том, что работники в спорный период могут считаться полностью занятыми на работах с особыми условиями труда, названных в подп. 2-18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Позиция ПФР о том, что начисление страховых взносов по дополнительному тарифу производится независимо от обеспечения права работника на досрочное назначение трудовой пенсии, признана судом основанной на неправильном толковании норм права, по смыслу которых увеличение бремени выплат путем введения дополнительного тарифа обусловлено необходимостью пенсионного обеспечения работников, досрочно вышедших на пенсионное обеспечение. Судьи обратили внимание, что ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ не предусмотрено, что на выплаты и вознаграждения за оказанные по гражданско-правовому договору услуги, не являющиеся ни вредной, ни тяжелой работой, должны начисляться страховые взносы по дополнительному тарифу. В итоге спор был разрешен в пользу организации.
Официальных разъяснений применительно к периоду администрирования страховых взносов налоговыми органами (так же как и в отношении периодов действия Закона № 212-ФЗ) по рассматриваемому вопросу мы не обнаружили.
Обращаем внимание, что на основании п. 1 ст. 34.2 НК РФ финансовым органом, уполномоченным давать разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о страховых взносах, с 01.01.2017 является Минфин России. В свою очередь, плательщики страховых взносов имеют право обращаться в Минфин России или в налоговый орган по месту своего учета за персональными письменными разъяснениями по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах (подп. 1, 2 п. 1, п. 3 ст. 21 НК РФ).