По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции: приведенные обстоятельства сами по себе не являются основанием для отказа в допуске заявителя к участию в аукционе.
Обоснование позиции
Согласно п. 3 ст. 139 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон № 127-ФЗ) в ходе конкурсного производства после проведения инвентаризации и оценки имущества должника его продажа осуществляется в порядке, установленном п. 3-19 ст. 110, п. 3 ст. 111 Закона № 127-ФЗ.
На основании п. 4 ст. 110 Закона № 127-ФЗ продажа предприятия осуществляется в порядке, установленном Законом № 127-ФЗ, путем проведения торгов в форме аукциона, за исключением имущества, продажа которого в соответствии с законодательством РФ осуществляется путем проведения конкурса. Продажа предприятия осуществляется путем проведения открытых торгов, за исключением случая наличия в составе предприятия имущества, относящегося в соответствии с законодательством Российской Федерации к ограниченно оборотоспособному имуществу. В этом случае продажа предприятия осуществляется путем проведения закрытых торгов, в которых принимают участие только лица, которые в соответствии с федеральным законом могут иметь в собственности или на ином вещном праве имущество, относящееся к ограниченно оборотоспособному имуществу.
В соответствии с п. 20 ст. 110 Закона № 127-ФЗ для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должника в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий или организатор торгов заключает договор о проведении торгов с оператором электронной площадки, соответствующим требованиям, установленным Законом № 127-ФЗ. Оператор электронной площадки заключает с заявителями договоры о задатке. При этом порядок проведения торгов в электронной форме, требования к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, утверждаются регулирующим органом (см. Порядок проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве (далее - Порядок), утвержденный приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 № 495).
Согласно п. 4.1 Порядка для участия в торгах заявитель с помощью программно-аппаратных средств сайта представляет оператору электронной площадки заявку на участие в торгах и прилагаемые к ней документы, соответствующие требованиям, установленным ст. 110 и 139 Закона № 127-ФЗ и данным пунктом, в форме электронного сообщения, подписанного квалифицированной электронной подписью заявителя. В силу п. 4.4 Порядка заявитель представляет оператору электронной площадки в форме электронного сообщения подписанный квалифицированной электронной подписью заявителя договор о задатке и направляет задаток на счета, указанные в электронном сообщении о продаже. Заявитель вправе направить задаток на счета, указанные в электронном сообщении о продаже, без представления подписанного договора о задатке, в этом случае перечисление задатка заявителем в соответствии с электронным сообщением о продаже признается акцептом договора о задатке.
Определение участников торгов осуществляется организатором торгов в соответствии с положениями ст. 110 Закона № 127-ФЗ (п. 5.1 Порядка). Согласно п. 12 ст. 110 Закона № 127-ФЗ решение организатора торгов о допуске заявителей к участию в торгах принимается по результатам рассмотрения представленных заявок на участие в торгах и оформляется протоколом об определении участников торгов, а к участию в торгах допускаются заявители, представившие заявки на участие в торгах и прилагаемые к ним документы, которые соответствуют требованиям, установленным Законом № 127-ФЗ и указанным в сообщении о проведении торгов. Заявители, допущенные к участию в торгах, признаются участниками торгов. При этом решение об отказе в допуске заявителя к участию в торгах принимается в случае, если:
- заявка на участие в торгах не соответствует требованиям, установленным в соответствии с Законом № 127-ФЗ и указанным в сообщении о проведении торгов;
- представленные заявителем документы не соответствуют установленным к ним требованиям или недостоверны;
- поступление задатка на счета, указанные в сообщении о проведении торгов, не подтверждено на дату составления протокола об определении участников торгов.
Как видно из приведенных положений, само по себе то обстоятельство, что задаток внесен за заявителя третьим лицом, не является основанием для отказа в допуске такого заявителя к участию в торгах.
В силу п. 1 ст. 313 ГК РФ кредитор обязан принять исполнение, предложенное за должника третьим лицом, в частности, если исполнение обязательства возложено должником на указанное третье лицо. Кредитор не обязан принимать исполнение, предложенное за должника третьим лицом, если из закона, иных правовых актов, условий обязательства или его существа вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично (п. 3 ст. 313 ГК РФ).
Ранее в судебной практике была распространена позиция, в соответствии с которой оплата третьим лицом задатка для участия в торгах при банкротстве не соответствует законодательству, и решение об отказе в допуске к участию в торгах в связи с уплатой задатка третьим лицом является правомерным (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 25.07.2014 № Ф06-13347/13 по делу № А65-24061/2012 и от 17.10.2013 № Ф06-9321/13 по делу № А65-29715/2012, Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2015 № 19АП-2901/15, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2013 № 17АП-3151/13).
Однако на сегодняшний день в арбитражной практике по данному вопросу сформирован единообразный подход, основанный на том, что закон не запрещает внесение третьим лицом задатка за участника торгов, в связи с чем, если в положении о порядке проведения торгов и объявлении не указано на необходимость внесения задатка непосредственно (лично) претендентом на участие в торгах и не установлен прямой запрет на уплату задатка третьим лицом, само по себе то обстоятельство, что задаток внесен за заявителя третьим лицом, не является основанием для отказа в допуске заявителя к участию в торгах (см., например, постановления Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13.12.2016 № Ф01-5472/16 по делу № А17-583/2016, Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.06.2016 № Ф08-3282/16 по делу № А32-10562/2011, Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2017 № 14АП-10320/16, Десятого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2016 № 10АП-11242/16).
Таким образом, если в рассматриваемой ситуации из документации о торгах, объявлении о проведении торгов и т.п. запрет на уплату задатка за заявителя третьим лицом не вытекает, факт перечисления задатка за заявителя третьим лицом не может рассматриваться в качестве основания для отказа в допуске заявителя к участию в электронном аукционе. Разумеется, из представленных заявителем документов (в частности, платежного поручения) должно однозначно следовать, что поступившая на счет, указанный в сообщении о проведении торгов, сумма уплачена третьим лицом в качестве задатка именно за заявителя.