• Журнал «Юридический справочник руководителя» февраль 2018

ООО меняет фактическое местоположение. Что необходимо предпринять и можно ли остаться в старой налоговой инспекции?

  • 0 комментариев
  • 890 просмотров
Полистать демо-версию печатного журнала
Автор ответа:
ООО меняет фактическое местоположение (переезжает в другой округ Москвы). Какие действия необходимо осуществить ООО в данном случае? Можно ли остаться в старой налоговой инспекции? Если да, то что для этого необходимо?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: в связи с изменением адреса организации требуется государственная регистрация изменений, вносимых в ЕГРЮЛ. Если новый адрес относится к ведению другого налогового органа, организация будет автоматически поставлена на учет в нем. Общий порядок действий, которые необходимо осуществить в связи с этим, описан ниже.

Обоснование вывода

В соответствии с п. 2 ст. 54 ГК РФ, п. 2 ст. 4 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон об ООО) место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории РФ путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Сведения о месте нахождения ООО должны содержаться в его уставе (п. 5 ст. 54, п. 3 ст. 89 ГК РФ, п. 2 ст. 12 Закона об ООО).

Согласно п. 3 ст. 54 ГК РФ, подп. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ) в ЕГРЮЛ должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица. Абзацем 2 того же пункта предусмотрено, что юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (ст. 165.1 ГК РФ), доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

Таким образом, законодательство разграничивает понятия места нахождения и адреса юридического лица. Для того чтобы обозначить в уставе общества его место нахождения, достаточно указать наименование населенного пункта (муниципального образования), на территории которого находится адрес этого общества. При этом закон не запрещает детализировать сведения устава о месте нахождения общества путем указания конкретного адреса. Однако свойством публичной достоверности обладают именно сведения ЕГРЮЛ, включающие информацию о конкретном адресе юридического лица, по которому с ним может осуществляться связь.

Сказанное подтверждается позицией, изложенной в п. 10 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица». Там сказано, что изменение сведений ЕГРЮЛ в части адреса юридического лица в рамках его места нахождения, указанного в учредительных документах, не требует внесения изменений в учредительные документы независимо от того, был ли в них ранее указан такой адрес, если только иное прямо не предусмотрено учредительными документами юридического лица.

Подробнее о постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 61 смотрите статью «Споры об адресе. ВАС РФ разъясняет» журнала № 10′ 2013

То есть если у юридического лица меняется адрес в пределах его места нахождения и сведения об этом адресе в уставе отсутствуют, в связи с внесением в ЕГРЮЛ информации об адресе юридического лица изменения в его устав вносить не требуется (см. также п. 14.2.05.58 письма ФНС России от 31.01.2014 № СА-4-14/1645, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 27.09.2016 № Ф09-8748/16).

Поскольку в приведенной ситуации изменяется только адрес организации, сведения о котором содержатся в ЕГРЮЛ, юридическое лицо в течение трех рабочих дней после принятия решения об изменении адреса и места нахождения обязано представить в регистрирующий орган заявление по форме № Р14001, утвержденной приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ (п. 2 ст. 17 Закона № 129-ФЗ, приложение № 6 к приказу ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@, также см. решение Арбитражного суда Новосибирской области от 09.12.2016 по делу № А45-17141/2016). Помимо титульного листа и листа Р, содержащего сведения о заявителе, заполняется также лист Б формы № Р14001. Подлинность подписи заявителя должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке (п. 1.2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ).

Для постановки организации на учет в налоговом органе по новому месту нахождения представлять какие-либо дополнительные документы не требуется. Такая постановка будет осуществлена налоговым органом на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 83 НК РФ), в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 84 НК РФ.

Обращаем внимание, что с 1 января 2016 г. значительно расширены пределы проверки регистрирующим органом достоверности сведений ЕГРЮЛ: проверка может проводиться не только в отношении новых сведений, вносимых в ЕГРЮЛ, но и в отношении уже содержащихся там (п. 4.2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ, см. также приказ ФНС России от 11.02.2016 № ММВ-7-14/72@ «Об утверждении оснований, условий и способов проведения…» (далее – Приказ № ММВ-7-14/72@)). Основанием для такой проверки могут быть как заявления заинтересованных лиц о недостоверности данных, включенных в ЕГРЮЛ, так и любая другая информация о том, что сведения в реестре противоречат документально подтвержденным сведениям, полученным регистрирующим органом уже после регистрации (п. 4.2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ, п. 4 Приложения № 1 к Приказу № ММВ-7-14/72@).

Если по итогам проверки будет установлено, что сведения об адресе юридического лица недостоверны, налоговый орган направляет юридическому лицу уведомление о необходимости представить либо новые достоверные сведения, либо доказательства достоверности прежних сведений. Если таковые не представлены (либо доказательства неубедительны), то налоговый орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности сведений об адресе организации (п. 6 ст. 11 Закона № 129-ФЗ, п. 18 Приложения № 1 к Приказу № ММВ-7-14/72@).

Кроме того, за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность (п. 1 ст. 25 Закона № 129-ФЗ).

Согласно ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ несвоевременное представление сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 5000 руб. Если же такие сведения вообще не были представлены в налоговый орган (либо были представлены недостоверные сведения), то согласно ч. 4 ст. 14.25 КоАП на должностных лиц могут быть наложены штрафы в размере от 5000 до 10 000 руб.

Полистать демо-версию печатного журнала
на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.

  нет голосов

Нет комментариев
Свернуть форму комментария Комментировать

  • Добавить
Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы


Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.