• Журнал «Юридический справочник руководителя» июнь 2018

Может ли руководитель ООО истребовать документы общества у своего предшественника?

  • 0 комментариев
  • 391 просмотр
Полистать демо-версию печатного журнала
Автор ответа:
Прежний руководитель ООО не передавал вновь избранному руководителю никаких документов (ни по акту приема-передачи, ни иным образом) и не планирует в ближайшее время этого делать. По сведениям вновь избранного руководителя, указанные документы отсутствуют и по фактическому адресу ООО, который отражен в его уставе. Вновь избранный руководитель ООО участником общества не является, в ООО порядок передачи документов при смене руководителя не установлен.
Какими документами может быть подтвержден факт непередачи документов ООО бывшим руководителем вновь назначенному руководителю?
Могут ли документы ООО быть истребованы с бывшего руководителя в судебном порядке?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: к числу обязанностей бывшего руководителя ООО относится как обеспечение сохранности всех документов, касающихся его деятельности, так и передача этих документов вновь избранному руководителю.

Законодательство не содержит каких-либо указаний в отношении перечня и содержания документов, которыми возможно подтвердить факт непередачи документов ООО бывшим руководителем вновь назначенному руководителю.

При указанных в вопросе обстоятельствах документы ООО могут быть истребованы с бывшего руководителя в судебном порядке.

Обоснование вывода

Согласно п. 1 ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон об ООО) единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и т.д.) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества (см. также п. 4 ст. 32 Закона об ООО). В соответствии с п. 1 ст. 44 Закона об ООО единоличный исполнительный орган общества при осуществлении им прав и исполнении обязанностей должен действовать в интересах общества добросовестно и разумно. При этом на основании п. 1 ст. 50 Закона об ООО общество обязано хранить документы, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, уставом общества, внутренними документами общества, решениями общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и исполнительных органов общества (см. также ч. 1 и 2 ст. 29 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ). Таким образом, к числу обязанностей бывшего руководителя ООО относится обеспечение сохранности всех документов, касающихся его деятельности, а также передача этих документов вновь избранному руководителю (см., например, постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12.02.2018 № Ф08-10149/17 по делу № А32-44634/2016, Арбитражного суда Уральского округа от 26.05.2016 № Ф09-2863/16 по делу № А60-28168/2015, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2017 № 17АП-7795/17).

Экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет в соответствии с Законом № 402-ФЗ, если иное не установлено Законом № 402-ФЗ (ч. 1 ст. 6 Закона № 402-ФЗ). Ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта (ч. 1 ст. 7 Закона № 402-ФЗ). Согласно ч. 4 ст. 29 Закона № 402-ФЗ при смене руководителя организации должна обеспечиваться передача документов бухгалтерского учета организации. Порядок передачи документов бухгалтерского учета определяется организацией самостоятельно. Таким образом, законодательство не содержит конкретных указаний в отношении порядка передачи документов вновь избранному руководителю организации со стороны его бывшего руководителя. Арбитражные суды исходят из того, что законодательство не содержит императивных требований относительно оформления передачи документов о деятельности общества при смене руководителя путем составления письменного акта приема-передачи (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2017 № 11АП-16733/17 и от 06.10.2015 № 11АП-11883/15). Соответственно, не содержит законодательство и указаний в отношении перечня и содержания документов, которые необходимо составить в том случае, когда бывший директор ООО не передал соответствующие документы вновь избранному директору и последнему необходимо подтвердить указанный факт. Арбитражные суды исходят из того, что в этом случае данный факт может быть подтвержден актом о том, что документы, касающиеся деятельности общества, прежним генеральным директором новому переданы не были (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 10.04.2017 № Ф09-921/17 по делу № А60-29274/2016), актом об отсутствии документов по адресу общества (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2018 № 13АП-28056/17).

После составления соответствующего акта в адрес бывшего генерального директора может быть направлено заказным письмом требование о передаче документов (постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2018 № 19АП-9045/17). Если в установленный в требовании срок бывшим генеральным директором документы переданы не будут, они могут быть истребованы у него в судебном порядке (см., например, постановления Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22.08.2017 № Ф01-2613/17 по делу № А82-1266/2016 и от 15.06.2017 № Ф01-2082/17 по делу № А79-4060/2016).

Полистать демо-версию печатного журнала
на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.

  нет голосов

Нет комментариев
Свернуть форму комментария Комментировать

  • Добавить
Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы


Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.