Top.Mail.Ru

Организация занимается производством и продажей оборудования и проводит семинары, лекции, касающиеся этого оборудования. Нужна ли лицензия на осуществение образовательной деятельности?

Вопрос
Необходимо ли ООО, которое занимается производством и торговлей оборудованием, получать лицензию на ведение образовательной деятельности, если оно проводит как платные, так и бесплатные семинары, лекции, практические занятия, связанные исключительно с работой на оборудовании производства этого ООО и его продажей (обучение проводится в специальном месте (классах) по утвержденным самим ООО программам (есть определенная иерархия этих программ – ​ступени), по результатам обучения выдается документ – ​сертификат по форме самого ООО)? Изменится ли ответ, если по результатам обучения будет проводиться экзамен или тест и сертификат будет выдаваться только выдержавшим этот экзамен (квалификация в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов не присваивается)?
Отвечает

К сожалению, мы не можем прийти к однозначному выводу по заданному вопросу. Согласно ч. 1 ст. 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ) образовательная деятельность подлежит лицензированию. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

Частью 2 ст. 91 Закона № 273-ФЗ предусмотрено, что соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.

Организацией, осуществляющей обучение, является юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности (п. 19 ст. 2 Закона № 273-ФЗ).

При этом под образовательной деятельностью понимается деятельность по реализации образовательных программ (п. 17 ст. 2 Закона № 273-ФЗ).

Образовательной программой является комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных Законом № 273-ФЗ, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов (п. 9 ст. 2 Закона № 273-ФЗ).

В соответствии с ч. 2 ст. 10 Закона № 273-ФЗ образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение.

По уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению в РФ реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию – дополнительные образовательные программы (ч. 2 ст. 12 Закона № 273-ФЗ).

Соответственно, к основным образовательным программам относятся основные общеобразовательные программы (дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) и основные профессиональные образовательные программы, в частности, среднего профессионального образования (программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена) и высшего образования. Основными программами профессионального обучения являются программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих (ч. 3 ст. 12 Закона № 273-ФЗ).

Согласно ч. 4 ст. 12 Закона № 273-ФЗ в рамках дополнительного образования реализуются дополнительные общеобразовательные программы (общеразвивающие и предпрофессиональные программы), а также дополнительные профессиональные программы (программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки).

Реализация таких программ является оказанием образовательных услуг, которые составляют образовательную деятельность как лицензируемый вид деятельности (п. 3 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 № 966, приложение к названному положению).

Иными словами, если организация реализует хотя бы одну из упомянутых образовательных программ, она должна получить лицензию на осуществление образовательной деятельности.

Как мы поняли из вопроса, в рассматриваемом случае организация проводит обучение с целью приобретения обучающимися знаний (умений, навыков), необходимых для использования определенного вида оборудования и его продажи. Представляется, что в этой ситуации речь не может идти об освоении обучающимися основных общеобразовательных программ, программ среднего профессионального образования, высшего образования или дополнительных общеобразовательных программ (ч. 2 ст. 75 Закона № 273-ФЗ, п. 3 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008)).

Если организация не присваивает лицам, обучающимся работе с оборудованием, ту или иную квалификацию (п. 5 ст. 2 Закона № 273-ФЗ), не проводит итоговую аттестацию (обязательную как при дополнительном профессиональном образовании, так и при профессиональном обучении – ч. 1 ст. 74, ч. 14 ст. 76 Закона № 273-ФЗ), не выдает по итогам обучения документы об образовании и (или) о квалификации, документы об обучении (ч. 1, 6, 7, 10 ст. 60 Закона № 273-ФЗ), полагаем, что проведение упомянутых в вопросе лекций, семинаров, практических занятий, направленных на приобретение знаний, умений, навыков, связанных с работой с оборудованием, не может быть охарактеризовано как образовательная деятельность и, следовательно, не подлежит лицензированию.

Полагаем, что проведение экзамена или теста по результатам такого обучения само по себе не означает, что обучающиеся получают образование или им присваивается квалификация.

Однако, на наш взгляд, решение этого вопроса зависит от того, на что именно направлено упомянутое обучение, каким образом предполагается использовать в дальнейшем полученные обучающимися знания, приобретают ли лица, проходящие обучение работе с оборудованием, знания, умения, навыки, компетенцию, необходимые для выполнения той или иной профессиональной деятельности, или обучение связано лишь с приобретением навыков работы с оборудованием в рамках профессиональной деятельности, которую осуществляют эти лица, без повышения уровня их квалификации. Для ответа на такой вопрос необходимо проанализировать как содержание программы по обучению, так и особенности осуществления трудовой (профессиональной) деятельности, связанной с работой с оборудованием. Не исключена вероятность того, что в спорной ситуации контролирующий орган или суд придет к выводу о том, что организация фактически осуществляла образовательную деятельность с присвоением определенной квалификации обучающимся лицам или повышением имеющейся квалификации (см. в связи с этим определение ВС РФ от 21.08.2017 № 310-АД17-3729, постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 03.06.2015 № Ф03-1863/15). То обстоятельство, что организация по итогам обучения не выдает документы об образовании и (или) о квалификации, указанные в ст. 60 Закона № 273-ФЗ, как мы полагаем, само по себе вероятность такого вывода не исключает.

Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Подскажите, пожалуйста, как устроить на работу постоянно проживающего иностранца (гражданина Казахстана)?

Подскажите, пожалуйста, как устроить на работу постоянно проживающего иностранца (гражданина Казахстана)? Какие документы для трудоустройства нужны? И нужно ли составлять дополнительный договор для иностранцев?

Когда необходимо произвести оплату, если установленная договором дата является нерабочей?

Согласно договору срок оплаты услуг – ​не позднее 9 марта. 8–10 марта – ​выходные дни. Будет ли в таком случае оплата перенесена на первый рабочий день? Или заказчик обязан будет оплатить услуги до 8 марта, а в случае неоплаты исполнитель вправе не оказывать услуги?

Распространяются ли на дочернее общество внутренние акты основного?

Должно ли дочернее общество руководствоваться внутренними актами (положениями, регламентами) органов управления основного общества?

Является ли заявление о применении срока исковой давности признанием иска?

Ответчик в арбитражном суде первой инстанции заявил о пропуске срока исковой давности, а о том, что сделки не совершал, он не заявлял. Суд исковую давность не применил. В апелляции ответчик заявил, что сделки не совершал, суд посчитал факт доказанным. Является ли заявление о применении срока исковой давности признанием иска?

Взыскана сумма по судебному приказу, который позже был отменен. Как вернуть деньги, можно ли взыскать проценты и расходы на юриста

Взыскана сумма по судебному приказу. Судебный приказ впоследствии отменен, однако взыскание по нему произведено и получено взыскателем. Можно ли вернуть деньги не через поворот судебного решения, а с помощью самостоятельного иска о взыскании денег, а также взыскать еще проценты по ст. 395 ГК РФ и расходы на юриста?

По контракту 2023 года обязательства исполнены с просрочкой. Можно ли списать неустойку по нему по постановлению Правительства РФ № 783?

Возможно ли списание неустойки по контракту, заключенному в 2023 году по постановлению Правительства РФ от 04.07.2018 № 783, при условии, что обязательства исполнены в полном объеме с просрочкой (пени – ​менее 5%), а срок действия контракта – ​до 31.12.2023?

Возможно ли заключение дополнительного соглашения к договору с истекшим сроком действия и его распространение на период, предшествующий подписанию дополнительного соглашения

В договоре возмездного оказания услуг отсутствует условие о том, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. При этом у заказчика сохраняется задолженность перед исполнителем за оказанные услуги. Договор прекратил свое действие в четко указанную в договоре календарную дату, однако стороны приняли решение пролонгировать отношения на дополнительный срок. Для этого они согласуют и подписывают дополнительное соглашение к договору, но само соглашение датируют текущей датой, за пределами срока действия договора, при этом дополнительное соглашение распространяет действие на взаимоотношения сторон, возникшие с первого дня после окончания срока действия договора. Договор прекратил свое действие 31.12.2019, составляется дополнительное соглашение, датированное 09.01.2020, и в тексте дополнительного соглашения указывается, что оно распространяет свое действие на взаимоотношения сторон, возникшие с 01.01.2020. Правомерно ли это? Возможно ли заключение дополнительного соглашения к договору с истекшим сроком действия?

Рабочий день в организации установлен с 08.00 до 17.00.Если работник отметился в 08.00 на проходной, а не на своем рабочем месте, будет ли это являться опозданием?

В соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка рабочий день в организации установлен с 08.00 до 17.00. Территория работодателя – большая. Прежде чем попасть на свое рабочее место, работник должен пройти через проходную. Преодоление расстояния от проходной до цеха занимает длительное время. Если работник отметился на проходной в 08.00, будет ли это являться опозданием?