Top.Mail.Ru

Инструкция по делопроизводству в группе компаний

Вопрос
У нас группа компаний, то есть основная (главная), которая является управляющей еще одной компанией, также в состав входят дочерние общества. Как будет действовать Инструкция по делопроизводству для всего общества? Ранее для главной и управляющей писали разные инструкции. Напрашивается вопрос, а правильно ли мы делали? Если есть главная организация, то ее ОРД должны распространяться и на дочерние общества?
Отвечает

По этому вопросу трудно дать точную рекомендацию, поскольку неизвестно, как осуществляется корпоративное управление в вашей группе компаний. Формально и управляющая компания, и дочерние общества являются самостоятельными юридическими лицами и должны иметь свои собственные базы локальных нормативных актов, включая документы об организации делопроизводства и архивного хранения.

Службе делопроизводства необходимо посоветоваться с юристами и выяснить все особенности корпоративного управления, функции управляющей компании и ее взаимодействие с дочерними. Необходимо учитывать, что соблюдение действующего законодательства об архивном деле, о работе с обращениями граждан и о персональных данных строго контролируется на уровне уполномоченных органов в субъектах Российской Федерации, т.е. дочерние компании обязаны учитывать региональную специфику.

По опыту лучших практик известно, что на основании договоров в рамках корпоративного управления дочерние общества передают основному обществу централизованное выполнение обеспечивающих функций, не связанных с бизнес- и производственными процессами: ведение бухгалтерского и налогового учета, ИТ-обеспечение (включая единую СЭД), управление персоналом, финансовое планирование, PR-поддержка, управление рисками (иногда – внутреннего аудита), а также организацию делопроизводства и архивного хранения документов. Причем в выполнении этих двух последних функций особо выделяется организационный аспект – разработка соответствующих нормативных документов (номенклатур дел, инструкций по делопроизводству и др.), поддержка их в актуальном состоянии, проведение экспертизы ценности архивных документов и даже их централизованное хранение. А осуществлением всех операций работы с документами на единых нормативных основах будут заниматься уже сотрудники конкретных предприятий.

Нужно понимать разницу между управляемыми организациями и дочерними:

1. Управляющей компании управляемая организация по договору передает полномочия своего единоличного исполнительного органа. Тогда принимаемые для управляемого общества документы должны быть оформлены на его бланке за подписью руководителя управляющей компании.

Конечно, управляющая компания может разработать одинаковую Инструкцию по делопроизводству и для себя, и для управляемых компаний. Но придется ее «продублировать»: для каждой управляемой организации утвердить приказом на ее собственном бланке, только подпись в этих приказах может стоять одного лица – руководителя управляющей компании. В самих инструкциях везде по тексту можно употреблять родовое слово «Общество», и только в преамбуле (раздел «Общие положения») указать, какая организация под этим словом подразумевается. Тогда при «дублировании» инструкции на множество компаний каждый раз исправлять наименование организации нужно будет только в преамбуле и названии документа.

2. Дочерние общества также являются самостоятельными юридическими лицами. Поэтому в них должны быть изданы собственные приказы за подписью их собственных руководителей об утверждении собственной Инструкции по делопроизводству (ее прототипом может стать опять же разработанный управляющей компанией вариант документа – Примерная инструкция по делопроизводству, см. Пример 1).

Вместе с тем дочернее общество тоже может по договору передать полномочия своего единоличного исполнительного органа основному обществу, и тем самым стать управляемой компанией. И тогда ситуация для нее в корне меняется, становясь похожей на описанную для управляемой организации.

Итак, не получится приказом только управляющей / основной компании утвердить и ввести в действие общую Инструкцию по делопроизводству для всех компаний этой группы. Но есть возможность сделать это единым совместным приказом всех тех организаций, для которых она будет обязательной (правда, оформить его «на двоих» или «на троих» еще можно, поместив «в шапке» 2 или 3 авторов документа и подписи соответствующих руководителей внизу, но если авторов будет больше, то придется в шапке размещать их в несколько этажей, что будет выглядеть весьма экзотично).

Пример 1. Фрагмент приказа основной компании об утверждении Примерной инструкции по делопроизводству и разработке индивидуальных инструкций для дочерних обществ

В целях реализации Политики управления документами Публичного акционерного общества «Формула» (далее – Общество), утвержденной советом директоров (протокол от 02.10.2018 № 3),

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Примерную инструкцию по делопроизводству для дочерних компаний (далее – Примерная инструкция).

2. Дочерним компаниям до 20.12.2018 разработать инструкции по делопроизводству, не противоречащие Примерной инструкции, согласовав их проекты со службой ДОУ Общества.

Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Головная компания присылает дочерней ЛНА. Как их внедрить?

Что верно с юридической и делопроизводственной точки зрения для дочерней организации: «Введение в действие, принятие к исполнению» Инструкций и Положений, если они утверждены учредителем дочерней организации (Головной компанией, далее – ГК) и направлены для разработки и введения в действие аналогичного документа в «дочке»? По сути получается, что ЛНА практически без изменений (или совершенно без изменений) переносится на бланк «дочки», формируется приказ о введении в действие и утверждении нового документа. В преамбуле приказа присутствует ссылка на основной документ ГК.

Переподписывать приказы, если должность подписанта аннулировали?

Стоит ли переподписывать приказы по Обществу, если должность подписанта в ранее действующих приказах убрали из штатной структуры? Например: — приказ в конце 2020 г. подписал Директор по производству, — в январе 2021 г. должность убрали из штатной структуры и ввели Исполнительного директора.

Кому подписывать изменения в приказ в группе компаний

В Группе компаний приказы подписывает Генеральный директор (ГД) и есть полномочия Исполнительных директоров (ИД) по подписанию приказов управляемых обществ. Может ли ИД подписывать изменения в приказ, если основной приказ подписывал ГД?

Примеры существенного сокращения времени обработки документов

Делимся опытом, как на 2 крупных предприятиях смогли на 70% сократить время обработки входящей корреспонденции и на 30% трудозатраты на переписку между обществами внутри Группы компаний. Это стало возможным благодаря радикальному изменению привычных технологий и выходу на альтернативные методы работы.

Как закрепить использование простой электронной подписи в СЭД

Наша компания состоит из нескольких юридических лиц, входящих в группу компаний, использующую единую внутреннюю СЭД. Руководство решило часть процессов (ознакомление с приказами, согласование документов) и документов (служебные записки, заявки, накладные на перемещение ТМЦ и др.) перевести в электронный вид с использованием простой электронной подписи (ПЭП). Какие наши действия, чтобы оформить все верно? 1. В группе компаний есть документ, который говорит, что документооборот в ней ведется в СЭД 1С. 2. Будет приказ об утверждении Положения об использовании ПЭП с указанием перечня документов, которые переходят в электронный вид, т.е. подписанные ПЭП. 3. Будет соглашение с каждым сотрудником, подписанное собственноручной подписью работника, о его согласии на использование ПЭП. Необходимо ли заключать соглашение об использовании ЭДО между нашими обществами, входящими в группу компаний, во внутреннем документообороте или достаточно вышеуказанных документов № 1–3?

Головная компания присылает дочерней ЛНА. Как их внедрить?

Что верно с юридической и делопроизводственной точки зрения для дочерней организации: «Введение в действие, принятие к исполнению» Инструкций и Положений, если они утверждены учредителем дочерней организации (Головной компанией, далее – ГК) и направлены для разработки и введения в действие аналогичного документа в «дочке»? По сути получается, что ЛНА практически без изменений (или совершенно без изменений) переносится на бланк «дочки», формируется приказ о введении в действие и утверждении нового документа. В преамбуле приказа присутствует ссылка на основной документ ГК.

Примеры существенного сокращения времени обработки документов

Делимся опытом, как на 2 крупных предприятиях смогли на 70% сократить время обработки входящей корреспонденции и на 30% трудозатраты на переписку между обществами внутри Группы компаний. Это стало возможным благодаря радикальному изменению привычных технологий и выходу на альтернативные методы работы.

Индексация дел в компаниях со сложной структурой

Существуют холдинги и иные группы компаний, юридические лица внутри которых могут быть рассеяны по всей России и контролироваться из единого «центра». И здесь начинаются сложности: нужно присвоить индексы компаниям, отделам и документам таким образом, чтобы а) система индексации была единой по всей группе компаний; б) индексы были удобочитаемы и при этом кратки настолько, насколько это возможно; в) один и тот же индекс не означал одновременно какое-нибудь дело в одной компании и какой-нибудь отдел в другой. Подскажем решение этой задачи.