В силу п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории РФ путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). В ЕГРЮЛ должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица (п. 3 ст. 54 ГК РФ, подп. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129‑ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», далее – Закон о госрегистрации).
Законодательством прямо не предусмотрено, что по адресу организации, указанному в ЕГРЮЛ, должны находиться представители юридического лица, его работники и т.п. Вместе с тем имеется правоприменительная практика, указывающая на то, что сам по себе факт получения организацией корреспонденции, направляемой по ее адресу, указанному в ЕГРЮЛ, не исключает вероятности признания сведений об адресе недостоверными (постановления Арбитражного суда Поволжского округа от 01.11.2017 № Ф06-26222/17, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2017 № 11АП-14446/17). Таким образом, в приведенной ситуации принципиально нельзя исключить перспективу внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице. Недостоверность сведений об адресе юридического лица устанавливается регистрирующим органом по результатам специальной проверки (п. 4.2–4.4 ст. 9 Закона о госрегистрации).
Согласно п. 5 ст. 5 Закона о госрегистрации юридическое лицо по общему правилу обязано в течение трех рабочих дней сообщить в регистрирующий орган об изменении сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ. За предоставление регистрирующему органу заведомо недостоверных сведений об адресе (а равно за непредставление или несвоевременное представление необходимых для ЕГРЮЛ сведений) предусмотрена административная ответственность по ч. 3–5 ст. 14.25 КоАП РФ (см. также решение Алтайского краевого суда от 15.03.2017 по делу № 21-31/2017). Следовательно, еще одним из возможных последствий в описанной ситуации может быть привлечение должностных лиц организации к административной ответственности ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ.
Законодательство не только не исключает, но прямо допускает возможность осуществления юридическим лицом постоянной деятельности по адресу, не указанному в ЕГРЮЛ. Однако при этом организацией должны быть соблюдены определенные формальности. В частности, в целях применения НК РФ любые территориально обособленные от организации подразделения, по месту нахождения которых оборудованы стационарные (то есть созданные на срок более месяца) рабочие места, признаются обособленными подразделениями. Напомним в связи с этим, что организации подлежат постановке на учет в налоговых органах как по месту нахождения самой организации, так и по месту нахождения ее обособленных подразделений (п. 1 ст. 83 НК РФ). Если постановка на учет организации по месту ее нахождения осуществляется налоговым органом на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 83 НК РФ), то для постановки на учет в налоговом органе по месту создания обособленного подразделения, не являющегося филиалом или представительством, юридическое лицо в течение одного месяца обязано подать в налоговый орган по своему месту нахождения сообщение по форме № С-09-3-1 (подп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ). За неисполнение этой обязанности п. 1 ст. 126 НК РФ предусмотрена ответственность для организаций, а ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ – для их должностных лиц. Итак, если деятельность организации по адресу, не указанному в ЕГРЮЛ, свидетельствует о возникновении обособленного подразделения, сообщение о котором организацией не представлено, третьим принципиально вероятным последствием описанных в вопросе обстоятельств является привлечение организации и ее должностных лиц к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ и ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ.