Предварительные и периодические медицинские осмотры
В соответствии со ст. 213 ТК РФ работники, занятые на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н (далее – Приказ № 302н) введены в действие перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. К работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, относится также управление наземными транспортными средствами (п. 27 приложения № 2 к Приказу № 302н).
Из анализа указанных нормативных правовых актов следует, что необходимым условием для обязательного направления работника на предварительные и периодические медицинские осмотры является то, что работник должен быть занят на работах, связанных с управлением транспортным средством.
Трудовые отношения основаны на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции, под которой понимаются работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы (ч. 1 ст. 15 ТК РФ). Условие о трудовой функции является обязательным для включения в трудовой договор (ч. 2 ст. 57 ТК РФ).
Таким образом, если в обязанности работника входит управление автомобилем, то работодатель обязан организовывать проведение медицинских осмотров такого лица. Если же работнику предоставляется лишь право использовать служебный автомобиль для поездок, связанных с осуществлением его трудовой функции по занимаемой должности, то и обязанностей по проведению предварительного и (или) периодического медицинских осмотров у работодателя не возникает. Аналогичное мнение высказывают и представители Роструда.
Вместе с тем контролирующие органы могут полагать, что работа таких сотрудников связана в том числе с управлением транспортным средством и что такие работники исполняют функции водителя, в связи с чем привлечь работодателя, не организовавшего предварительный или периодический медицинский осмотр работников, к административной ответственности.
Предрейсовый медицинский осмотр
Как следует из ч. 3 ст. 213 ТК РФ, нормами ТК РФ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ для отдельных категорий работников могут устанавливаться обязательные медицинские осмотры в начале рабочего дня (смены), а также в течение и (или) в конце рабочего дня (смены). Так, в соответствии с абз. 6 п. 1 ст. 20, п. 3 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196‑ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон № 196‑ФЗ) обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.
При этом в целях применения законодательства о безопасности дорожного движения водителем транспортного средства признается любое лицо, управляющее транспортным средством. Как следует из ст. 2 Закона № 196‑ФЗ, водитель может управлять транспортным средством в личных целях либо в качестве работника или индивидуального предпринимателя. Однако буквальное толкование п. 3 ст. 23 Закона № 196‑ФЗ позволяет сделать вывод о том, что предрейсовые медицинские осмотры должны проводиться лишь в отношении тех водителей, которые работают в качестве водителей транспортных средств. Как мы уже говорили выше, трудовые отношения основаны на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции, под которой понимаются работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы (ч. 1 ст. 15 ТК РФ). Условие о трудовой функции является обязательным для включения в трудовой договор (ч. 2 ст. 57 ТК РФ).
В связи с чем мы также полагаем, что если в обязанности работника входит управление автомобилем, то работника следует считать водителем для целей Закона № 196‑ФЗ, поэтому работодатель обязан организовывать проведение предрейсовых медицинских осмотров такого лица. Если же работнику предоставляется лишь право использовать служебный автомобиль для поездок, связанных с осуществлением его трудовой функции по занимаемой должности, то и обязанностей по проведению медицинского осмотра у работодателя не возникает. В постановлении от 12.06.2015 № 15АП-6441/15 Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пояснил, что, поскольку общество не осуществляет перевозки автомобильным транспортом, в штате общества отсутствуют водители, общество вправе не проводить предрейсовые медосмотры лиц, привлекаемых к управлению транспортными средствами. Аналогичные разъяснения даются судом в постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 02.08.2017 № Ф09-3915/17.
Вместе с тем если из фактических обстоятельств следует, что работник выполняет функции по управлению транспортным средством, то отсутствие в трудовом договоре (должностной инструкции) прямого упоминания об обязанности работника управлять транспортным средством, принадлежащим работодателю, не освобождает последнего от необходимости проводить предрейсовые медицинские осмотры и работника от прохождения таких осмотров (см., например, постановление ВС РФ от 19.12.2016 № 18-АД16-173).
Послерейсовый медицинский осмотр
В соответствии с п. 3 ст. 23 Закона № 196‑ФЗ послерейсовые медицинские осмотры в обязательном порядке проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, только если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов. Поэтому если в трудовую функцию работников не входит перевозка пассажиров, а также перевозка опасных грузов, и они фактически не осуществляют такие перевозки, послерейсовые осмотры они проходить не должны.