• Журнал «Юридический справочник руководителя» сентябрь 2019

Правомерно ли требование к поставщику по ремонту составной части сложного оборудования по гарантии завода-изготовителя

  • 0 комментариев
  • 28 просмотров
Полистать демо-версию печатного журнала
Автор ответа:
Поставщиком в рамках договора поставки сложного электротехнического оборудования – трансформаторной подстанции – заказчику был предоставлен срок гарантии два года. Составная часть подстанции (трансформатор) закупалась поставщиком отдельно. Заводом – изготовителем трансформатора в паспорте указан гарантийный срок пять лет. Конечным заказчиком предъявлено гарантийное требование по трансформатору по истечении срока гарантии на основное оборудование (подстанцию), но в рамках гарантии завода – изготовителя трансформатора.
Правомерно ли предъявление требования по ремонту трансформатора по гарантии к поставщику, так как срок гарантии на основное оборудование истек?


Положения ГК РФ о договоре поставки не содержат каких-либо специальных норм, посвященных гарантийному сроку на товары, передаваемые покупателю по такому договору, поэтому в силу п. 5 ст. 454 ГК РФ данный вопрос регулируется общими положениями гражданского законодательства о договоре купли-продажи.

В соответствии с п. 1 ст. 469 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи. Если же такой договор не содержит условий, предъявляющих определенные требования к качеству товара, то соответствующие требования определяются на основании п. 2–5 этой же статьи.

При этом из п. 1 ст. 470 ГК РФ следует, что товар, который продавец обязан передать покупателю, должен соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 469 ГК РФ, в момент передачи покупателю, если иной момент определения соответствия товара этим требованиям не предусмотрен договором купли-продажи, и в пределах разумного срока должен быть пригодным для целей, для которых товары такого рода обычно используются.

В то же время п. 2 ст. 470 ГК РФ предусматривает возможность установить условиями договора предоставление продавцом гарантии качества товара, что в соответствии с приведенной нормой означает принятие на себя продавцом обязанности передать покупателю товар, который должен соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 469 ГК РФ, в течение определенного времени, установленного договором (гарантийного срока).

Буквальное толкование данной нормы показывает, что гарантийный срок может быть установлен лишь договором купли-продажи, заключаемым между продавцом и покупателем, а это в силу ст. 421 ГК РФ о свободе договора означает, что установление такого срока производится лишь по соглашению сторон. Причем в законе также отсутствуют нормы, регламентирующие минимальную или максимальную продолжительность такого срока в том случае, если он все же был согласован сторонами и закреплен в договоре. В частности, законодательство не содержит положений, которые обязывали бы поставщика устанавливать гарантию на товар или его комплектующие, срок которой был бы не менее срока, установленного производителем товара (комплектующих). Следовательно, продолжительность такого срока также устанавливается исключительно по соглашению сторон. Данный вывод находит свое отражение и в судебной практике (см., например, решение Арбитражного суда Орловской области от 27.08.2015 по делу № А48-2340/2015).

Более того, суды подчеркивают, что указание определенной продолжительности гарантийного срока на товар в каком-либо одностороннем документе (в том числе и в паспорте на изделие), даже если такой документ составлялся непосредственно продавцом товара, не может приниматься во внимание, если в договоре купли-продажи сторонами был согласован и установлен гарантийный срок иной продолжительности (см., например, постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10.11.2016 № Ф01-4585/16).

В свою очередь, из п. 3 ст. 470 ГК РФ и п. 3 ст. 471 ГК РФ следует, что, если иное прямо не предусмотрено договором, гарантийный срок на комплектующее изделие считается равным гарантийному сроку на основное изделие и начинает течь одновременно с ним.

Причем покупатель по общему правилу вправе предъявить свои претензии продавцу в отношении качества товара в течение гарантийного срока (п. 1 и п. 3 ст. 477 ГК РФ), а если такой срок составляет менее двух лет – в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю при условии, что покупатель докажет, что недостатки товара возникли до передачи ему товара или по причинам, возникшим до этого момента (п. 5 ст. 477 ГК РФ).

В связи с изложенным, если в рассматриваемом случае указанный в вопросе трансформатор действительно является комплектующим изделием единого товара, переданного поставщиком покупателю, и на него договором не установлен иной гарантийный срок, нежели на все изделие целиком, предъявление покупателем поставщику претензий, связанных с выходом из строя этого трансформатора, неправомерно.

Полистать демо-версию печатного журнала
на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.

  нет голосов

Нет комментариев
Свернуть форму комментария Комментировать

  • Добавить
Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы

Вниманию тех, кто оформил подписку через ООО «Межрегиональное агентство подписки» (ООО «МАП»): важная информация для вас размещена здесь.

Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.