Законодательством предусмотрены определенные категории информации, доступ к которой без согласия обладателя соответствующей информации не допускается (в частности, информация, составляющая коммерческую тайну, сведения о частной жизни лица, персональные данные) (п. 7 ст. 3, ч. 3 ст. 6, ч. 4, 8 и 9 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации, далее – Закон № 149-ФЗ). Сведения, не относящиеся к информации ограниченного доступа, по общему правилу могут свободно собираться, использоваться и распространяться любым лицом (п. 1 ст. 3, ч. 1 ст. 5 Закона № 149-ФЗ).
В связи с тем, что в ходе покупки товара каждый из участников самостоятельно и добровольно сообщает другим участникам ту или иную информацию, обладателем которой он является, получение другими участниками переговоров этой информации не может рассматриваться как незаконный доступ к ней (в том числе в тех случаях, когда такая информация относится к категории ограниченного доступа). При этом закон не устанавливает общего запрета на фиксацию законно полученной информации тем или иным способом (в частности, посредством аудиозаписи), а также не возлагает на лицо обязанность получать согласие обладателя информации на такую фиксацию (определение Верховного Суда РФ от 06.12.2016 № 35-КГ16-18).
Необходимо отметить, что голос человека не является персональными данными (см., например, апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 27.04.2015 по делу № 33-6211/2015).
Законом возможность внедрения в организациях систем аудиозаписи не регламентирована, но и не запрещена. По нашему мнению, вопрос о правомерности аудиозаписи при покупке товара необходимо решать с учетом целей такой аудиозаписи, объема и направлений дальнейшего использования полученных таким способом сведений. Применение систем аудиозаписи в данном случае должно быть непосредственно связано с контролем качества оказания услуги, обеспечения их безопасности в период нахождения в организации, безопасности персонала и предусмотрено локальным нормативным актом. Кроме того, аудиозапись должна быть открытой, а потому средства аудиозаписи должны быть оснащены соответствующими информационными табличками. При соблюдении данных требований нет оснований для признания аудиофиксации незаконной.
Из анализа действующего законодательства можно сделать вывод, что организация не обязана предоставлять аудиозапись разговора по запросу покупателя.
Поскольку в рассматриваемом случае аудиозапись ведется в интересах организации, то, на наш взгляд, отсутствует обязанность предоставления на материальном носителе отдельной записи по требованию покупателя. При необходимости гражданин может истребовать эту запись через правоохранительные органы или суд.