Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: организация не вправе устанавливать в локальном нормативном акте положения о запрете на работу в ней родственников работников, а также об обязанности принимаемых на работу сотрудников предоставлять сведения о родственниках, работающих в организации. Возложение на работника обязательства по недопущению трудоустройства его родственников в организацию также неправомерно.
Обоснование вывода
Согласно ст. 64 ТК РФ запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора. Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается, за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами.
Как следует из ст. 3 ТК РФ, какие-либо ограничения в трудовых правах и свободах или преимущества в зависимости от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника, в том числе в зависимости от семейного положения, могут быть квалифицированы как незаконная дискриминация, за исключением тех случаев, когда различия, исключения, предпочтения, а также ограничение прав работников определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, либо установлены ТК РФ или в случаях и в порядке, которые им предусмотрены, в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан РФ и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства.
Как указал Верховный Суд РФ в определении от 17.08.2005 № 44-Г05-23, в силу ст. 3 и 64 ТК РФ установление ограничений прав граждан при поступлении на работу допускается только в случаях, предусмотренных федеральным законодательством.
При этом законодательством в некоторых случаях установлен ряд ограничений в отношении совместной работы лиц, состоящих в родстве или свойстве. Так, ч. 1 ст. 349.2 ТК РФ распространяет определенные ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закон № 273-ФЗ), на работников ПФР, ФСС России, ФФОМС, иных организаций, созданных РФ на основании федеральных законов, организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, в случаях и порядке, которые установлены Правительством РФ.
Также законодательство о противодействии коррупции содержит ряд положений, направленных на предотвращение, а также урегулирование конфликта интересов, под которым понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий) (ч. 1 ст. 10 Закона № 273-ФЗ). Перечень категорий лиц, которые обязаны принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, приведен в ч. 3 ст. 10 Закона № 273-ФЗ.
Как следует из вопроса, речь в рассматриваемой ситуации идет об организации, на которую не распространяются запреты, установленные в ч. 1 ст. 349.2 ТК РФ, а ее работники не относятся к категориям лиц, поименованным в ч. 3 ст. 10 Закона № 273-ФЗ. Не содержит законодательство и отдельной нормы, ограничивающей совместную работу в обществах с ограниченной ответственностью родственников (в том числе и при условии подчинения одного из них другому).
Из названного можно прийти к выводу, что организация не вправе устанавливать в локальном нормативном акте положение о запрете на работу в ней родственников работников. Если такие нормы будут установлены, они, как ухудшающие положение работников по сравнению с действующим трудовым законодательством, не будут подлежать применению (см. ч. 4 ст. 8 ТК РФ).
Не будет соответствовать трудовому законодательству и установление в локальном нормативном акте организации требования о предоставлении работником сведений о его родственниках, работающих в организации, так как запрещается требовать от лица, поступающего на работу, документы помимо предусмотренных ТК РФ, иными федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ (ч. 3 ст. 65 ТК РФ).
Также представляется очевидным, что работодатель не вправе требовать от работника при приеме на работу взять на себя обязательство в части недопущения в дальнейшем трудоустройства в организацию его родственников, поскольку это не связано с исполнением работником его трудовой функции и возникшими между ним и работодателем трудовыми отношениями.