• Журнал «Делопроизводство и документооборот на предприятии» июнь 2020

Как регистрировать постановление и протокол об изъятии документов?

  • Рейтинг 5
  • 0 комментариев
  • 305 просмотров
Полистать демо-версию печатного журнала
Автор ответа:
  • Иритикова Вера | профессиональный управляющий документами, документовед, приглашенный лектор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Требуется ли регистрировать постановление и протокол об изъятии документов организации, у которой изымают документы? Если да, то в каких учетных формах?

Документы об изъятии (выемке) подлежат обязательной регистрации в тех органах, которые осуществляют эти действия. В связи с этим необходимо прежде всего проверять оформление идентификационных реквизитов документов-оснований (их вручаемых копий). Например, письмо-требование из налоговой инспекции о представлении документов должно иметь и дату, и регистрационный индекс, и подпись уполномоченного лица с наименованием должности и расшифровкой. Постановление налоговой инспекции, прокурора, поручение следователя о производстве выемки также должны иметь дату и регистрационный индекс, подпись уполномоченного должностного лица, а в тексте – содержать цель и хронологические рамки (крайние даты) документов.

Даже если в организации никогда такие ситуации до сих пор не возникали, все равно на будущее необходимо при участии руководства распределить обязанности между службой делопроизводства, юридическим отделом и службой безопасности для наилучшего взаимодействия. Правоохранительным, судебным и налоговым органам документы могут выдаваться как из структурных подразделений, так и из архивного фонда. Обычно служба делопроизводства получает право на постановлении / требовании (их вручаемых копиях) и последующем протоколе об изъятии проставить отметку о получении, причем с указанием времени (можно использовать обычный штамп с датором, а время можно проставлять от руки):

Пример 1

Отметка о получении документа

Свернуть Показать
Отметка о получении документа

Ее вполне можно оставить без входящего номера и подписи лица, которое получило документ, если только должностные лица, производящие выемку, не станут на этом настаивать (см. левый вариант в Примере 1).

Юридический отдел обычно проверяет законность действий по изъятию, подлинность и правильность оформления соответствующих постановлений / требований и предъявленных должностными лицами персональных удостоверений. Если документы в организации изымаются часто, то именно в юридическом отделе имеет смысл вести Журнал регистрации документов – оснований для изъятия дел и документов, который будет «переходящим» делом и включаться в номенклатуру дел этого отдела. В пределах календарного года и в валовом порядке подобные документы-основания будут подлежать децентрализованной регистрации в юридическом отделе. Регистрационный входящий номер может быть проставлен как дополнение к отметке о получении рядом с датой или на следующей строке (см. правый вариант отметки в Примере 1).

В общий Журнал регистрации поступающих документов постановления и протоколы об изъятии документов включать не рекомендуем.

На службу делопроизводства, как правило, возлагается обязанность по изъятию документов из дел, их копированию, сшиву и подготовке к заверению уполномоченным лицом. А далее именно службе делопроизводства предстоит работа по внесению необходимых изменений в номенклатуру дел, если изъято дело, в журналы регистрации документов, если изъято письмо или приказ и т.п. А если изымаются архивные документы, то сведения об изъятии должны быть своевременно отражены в описях дел и внутренних описях документов дел. Независимо от того, часто или редко происходят выемки, в номенклатуру дел службы делопроизводства возможно включить отдельное дело с заголовком «Документы-основания и протоколы изъятия документов и дел», в котором будут храниться оригиналы постановлений, которые необходимо будет несколько раз ксерокопировать и вместе с заверенными копиями изъятых документов «возвращать» в дела.

См. статью «Как организации отразить изъятие ее документов и дел?» в № 2’ 2017
См. статью «Обыск помещений юридических лиц и изъятие документов» в № 10’ 2016
См. статью «Представление документов в ходе камеральной и встречной налоговых проверо» в № 2’ 2017
См. новость «Изъятие налоговиками электронных документов не только проверяемой организации, но и ­“сидящих вместе с ней”» в № 5’ 2016
См. новость «Документы о проверке налоговики могут направить в электронной форме» в № 11’ 2016

Таким образом, юридический смысл имеет прежде всего отметка о получении документа о производстве выемки и систематизированное хранение подобных документов в одном месте. Такие постановления и протоколы с перечислением изъятого доказывают причину отсутствия у вас изъятых документов. А регистрация становится необходимой, когда в крупной организации изъятия документов производятся часто.

Полистать демо-версию печатного журнала
на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.

  1 голос

Нет комментариев
Свернуть форму комментария Комментировать

  • Добавить
Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы


Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.