• Журнал «Юридический справочник руководителя» март 2012
  • Рубрика В фокусе

Охрана здоровья: новые подходы

  • Рейтинг 3.25
  • 0 комментариев
  • 17769 просмотров
В конце прошлого года вступил в силу Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Расскажем, что всем нам ждать от этого документа, как по задумке законодателей должна будет измениться система оказания медпомощи и что на самом деле будет происходить с медициной.


Вопросы здоровья актуальны всегда. Тем более что в конце прошлого года вступил в силу новый федеральный закон об охране здоровья. Он пришел на смену существенно устаревшему закону 1993 года. Какие же новые веяния XXI века учли законодатели? Как новый закон отразится на обычных гражданах? Кто теперь отвечает за медицину? Найдем ответы на эти и другие волнующие всех вопросы.

Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон о здоровье, Закон № 323-ФЗ) урегулировал большой круг вопросов – от общих принципов охраны здоровья до полномочий медработников и фармацевтов (ст. 1). Надо отметить, что такой важный и масштабный документ был принят достаточно оперативно – всего за семь месяцев. Между тем жаркие споры в процессе принятия не обошли его стороной.

Много воды утекло

Можно смело утверждать, что Закон о здоровье – это базовый нормативный документ для всей сферы здравоохранения и оказания медицинской помощи. Он не призван ломать или в корне перестраивать сложившуюся структуру здравоохранения. Его задача – приблизить к современным реалиям то, что явно устарело в этой сфере, а также ввести правовую регламентацию тех явлений и процессов, которые вообще не упомянуты в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1.

С 1993 года существенно изменилась и экономическая конъюнктура, и структура органов исполнительной власти, и организационные основы оказания самой медицинской помощи. Помимо многочисленных реформ и «модернизаций», уже иначе разграничены полномочия органов власти федерального (регионального) уровня и местного самоуправления. Разработаны и реализуются долгосрочные целевые программы и приоритетный национальный проект «Здоровье». Принято большое количество законодательных актов в различных областях, которые непосредственно влияют на права граждан в сфере охраны здоровья и оказания медицинской помощи.

В соответствии со всем этим сами собой возникли правовые пробелы, а иногда – и явные противоречия, коллизии. Законодатели посчитали непродуктивным вносить огромное количество изменений и дополнений в Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Поэтому было принято решение разработать новый базовый документ.

Определились с понятиями

Большой плюс Закона № 323-ФЗ уже в том, что он, в отличие от документа 1993 года, содержит наиболее значимые для здравоохранения понятия и их определения. Это крайне важно, ведь сама по себе сфера специфическая и требует особых, даже деликатных подходов. А специалистов юридического профиля в этой области найти подчас затруднительно.

Общий терминологический аппарат позволит сформировать единую правоприменительную практику. Так, впервые законодательно закреплены понятия «медицинская помощь», «медицинская услуга», «медицинское вмешательство», «диагностика», «лечение», «медицинская деятельность», «медицинская организация», «заболевание» и многие другие (ст. 2).

Под медицинскими организациями Закон № 323-ФЗ имеет в виду юридических лиц любой организационно-правовой формы, осуществляющих медицинскую деятельность. К ним приравнены и индивидуальные предприниматели.

Интересно, что первоначально в проект закона предполагалось ввести понятие профессиональной ошибки медицинского работника (врачебной ошибки). Ею должно было признаваться добросовестное заблуждение медицинского работника при отсутствии прямого или косвенного (халатности, небрежности) умысла, направленного на причинение вреда жизни и здоровью пациента. Однако данная норма не была поддержана и не вошла в закон. Стоит отметить, что такое определение по меньшей мере слишком расплывчато.

«Работающие» принципы

Принципы, по которым будет строиться охрана здоровья, теперь более детализированы. Вдобавок сформулированы новые: приоритет интересов пациента, качество медицинской помощи, врачебная тайна и др.

Но есть ряд интересных моментов:

  • о бесплатной составляющей здравоохранения – ни слова в формулировках самих принципов (ст. 4);
  • присвоен статус принципа информированному добровольному согласию на медицинское вмешательство и праву на отказ от него (ст. 20);
  • не оговорен вопрос относительно возможности вести исследования, связанные с клонированием человека;
  • введен приоритет профилактики заболеваний над их лечением;
  • установлена недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.

Значение последнего принципа в конце 2011 года значительно возросло. Связано это с внесением изменений и дополнений в УК РФ. А именно – в «медицинские» и «околомедицинские» статьи. Наказания стали строже, их набор был расширен. Прежде всего речь идет, конечно, о ст. 124 «Неоказание помощи больному».

В статьях 5–13 Закона о здоровье каждый принцип раскрыт и конкретизирован. Так что в 2012 году страна уже живет по новым принципам охраны здоровья. А вот полноценное применение порядков оказания и стандартов медицинской помощи отодвинуто до 1 января 2013 года (п. 4 ст. 10). Попутно уточним, что на сегодняшний день Минздравсоцразвития России утвердило более сорока порядков оказания медицинской помощи по различным заболеваниям и состояниям. А вот стандарты министерству еще предстоит утвердить и зарегистрировать в Минюсте России.

По поводу стандартов медицинской помощи Минздравсоцразвития России выпустило специальное информационное письмо от 24.11.2011 № 14-3/10/2-11668. Одно из его положений гласит: если у больного в процессе лечения выявлены признаки развития конкурирующего, фонового или сопутствующего заболевания, то его лечение проводится уже по иному стандарту медицинской помощи.

Доступность и качество

Пожалуй, наиболее насущно выяснить, что законодатель вложил в принцип доступности и качества медицинской помощи. Критерии установлены следующие (ст. 10):

  • оказание медицинской помощи по принципу близости к месту жительства (работы, учебы);
  • необходимое количество квалифицированных медицинских работников;
  • выбор медицинской организации и врача;
  • оказание медицинской помощи по утвержденным нормативам – порядкам и стандартам;
  • предоставление гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год утверждена постановлением Правительства РФ от 21.10.2011 № 856);
  • размещение медицинских организаций (государственных и муниципальных) и иных объектов инфраструктуры здравоохранения исходя из потребностей населения;
  • транспортная доступность медицинских организаций для всех групп населения;
  • беспрепятственное и бесплатное использование медработником связи или транспорта для перевозки пациента в ближайшую медицинскую организацию (при угрозе жизни и здоровью).

Из общего смысла Закона о здоровье становится ясно, что предложено, как минимум, два критерия оценки качества оказанной медицинской услуги. Ими выступают два вида нормативных актов, которые утверждает Минздравсоцразвития России (ст. 37):

  • порядки оказания конкретного вида медицинской помощи;
  • стандарты медицинской помощи.

Названные документы имеют ключевое значение, так как их обязаны соблюдать все медицинские организации любой формы собственности (ч. 1 ст. 37). Таким образом, это основополагающие документы, на которые нужно ссылаться при доказывании врачебной ошибки (почти недоказуемой), а также степени качества оказанной медицинской услуги.

Номенклатура медицинских услуг утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 № 1664н.

«Молчание врачей»

Получил развитие принцип соблюдения врачебной тайны. Сама по себе она включает (ст. 13):

  • факт обращения гражданина за медицинской помощью;
  • состояние здоровья и диагноз;
  • иные сведения, полученные при обследовании и лечении.

На разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, отныне необходимо получить от гражданина либо его законного представителя письменное согласие (ранее – просто согласие). Целями разглашения могут быть обследование и лечение пациента, научные исследования, обучение будущих специалистов.

Еще одно новшество Закона о здоровье заключается в том, что дано важное уточнение: обязанность хранить врачебную тайну продолжает действовать и после смерти человека (ч. 2 ст. 13).

Некоторых работодателей по ряду причин может интересовать состояние здоровья работника. В этом случае тоже нужно его письменное согласие на раскрытие врачебной тайны. Однако в Законе № 323-ФЗ есть исключения (части 3 и 4 ст. 13), которые, кстати, касаются не только сферы трудовых отношений. Это такие ситуации, как угроза распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений, расследование несчастного случая на производстве и профессионального заболевания.

Несколько расширен перечень оснований, по которым врачебная тайна может быть раскрыта без согласия гражданина или его законного представителя. Помимо запроса органа дознания и следствия, суда в связи с расследованием или судебным процессом, подобную возможность получили органы уголовно-исполнительной системы. Такие полномочия предоставлены им при исполнении уголовного наказания и осуществления контроля за поведением:

  • осужденного;
  • условно осужденного;
  • осужденного с отсрочкой отбытия наказания;
  • лица, освобожденного условно-досрочно.

Также вполне оправданная мера – сделать более «подвижным» принцип врачебной тайны в отношении несовершеннолетних наркоманов (токсикоманов).

Закон о здоровье ввел четыре абсолютно новых основания, когда врачебная тайна может быть раскрыта (п. 7–10 ч. 4 ст. 13). Назовем их:

  • расследование несчастного случая на производстве и профессионального заболевания;
  • обмен информацией между медицинскими организациями в целях оказания медицинской помощи (с соблюдением норм Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»);
  • учет и контроль в системе обязательного социального страхования;
  • контроль качества и безопасности медицинской деятельности.

И нашим, и вашим

Конституцией РФ установлено, что координация вопросов здравоохранения относится к совместному ведению РФ и субъектов (п. «ж» ч. 1 ст. 72). В связи с этим Закон о здоровье уточнил полномочия каждого уровня власти, вплоть до местных администраций.

Так, дополнен круг полномочий Минздравсоцразвития России. В него, в частности, вошли:

  • установление требований к структуре и штатам медицинских организаций;
  • реализация мероприятий по спасению жизни людей и защите их здоровья при чрезвычайных ситуациях;
  • обеспечение единства измерений в сфере охраны здоровья;
  • установление и проведение единой государственной политики в области статистического учета, отчетности, организации системы документооборота.

Также исключительно за федеральными органами исполнительной власти закреплены полномочия по организации и осуществлению контроля за соответствием качества и безопасности медицинской помощи, медицинских изделий, лечебного питания, донорской крови и ее компонентов установленным порядкам, стандартам и техническим регламентам (п. 8 ч. 1 ст. 14).

И вот одна из самых важных позиций Закона № 323-ФЗ: полномочия по организации первичной медико-санитарной помощи и скорой медицинской помощи, ранее неоправданно возложенные в большинстве своем на бюджетно-немощные органы местного самоуправления, теперь закреплены за региональными властями (п. 5 ч. 1 ст. 16). Таким образом, основной объем полномочий, связанных с обеспечением бесплатной медицинской помощью, ляжет на плечи субъектов РФ. Установлено, что федеральный бюджет в этом им поможет.

Местные власти отвечают за организацию оказания медицинской помощи, только если это полномочие им делегировано руководством субъекта РФ (ч. 2 ст. 16).

Помимо государственного регулирования, Закон № 323-ФЗ предусматривает, что управлять охраной здоровья смогут саморегулируемые организации (п. 6 ч. 1 ст. 29). Прежде всего речь идет о СРО, представляющих частную систему здравоохранения. Их главной задачей станет решение чисто профессиональных вопросов медицины.

Право выбора

Все права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья собраны в главе 4 Закона № 323-ФЗ. Перечень прав пациента (почему-то закрытый) приведен в ч. 5 ст. 19. К ним относятся:

  • выбор врача и медицинской организации;
  • профилактика, диагностика, лечение, медицинская реабилитация в благоприятных санитарно-гигиенических условиях;
  • получение консультаций врачей-специалистов;
  • облегчение боли от заболевания и (или) медицинского вмешательства доступными методами и лекарствами;
  • получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии здоровья;
  • получение лечебного питания в стационаре;
  • защита сведений, составляющих врачебную тайну;
  • отказ от медицинского вмешательства (согласие и отказ теперь обязательны в письменной форме);
  • возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании медицинской помощи;
  • допуск адвоката, законного представителя, священнослужителя.

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан лишь декларировали право выбирать врача (врача общей практики, семейного врача, лечащего врача), а также лечебно-профилактическое учреждение. Закон № 323-ФЗ раскрыл механизм реализации этого права в рамках как бесплатной, так и платной медицины. При этом есть только одно ограничение: врач не может набрать себе лишнее количество пациентов, так как есть нормы, которые нельзя превышать.

Предусмотрено право пациента на информацию о медицинской организации, ее деятельности, работниках, включая их образование и квалификацию (ч. 7 ст. 21). Причем все это вполне согласуется с относительно недавно принятым Федеральным законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Закон о здоровье предполагает, что все лечебные учреждения должны либо иметь свой информационный ресурс в Интернете, либо данные должны распространяться в самом учреждении. В итоге это поможет выбрать, где и у кого лечиться.

В большинстве случаев выбирать между медицинскими учреждениями можно, если они (ч. 4 ст. 21):

  • принимают участие в территориальной программе бесплатной медицинской помощи;
  • оказывают медицинскую помощь по соответствующему профилю.

Виды медпомощи: новый подход

В Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан виды медицинской помощи были выделены однобоко: государственная, муниципальная и частная. Эта градация отчасти осталась, но подход изменился. Итак, теперь структура такая:

  1. виды медицинской помощи:
    • первичная (доврачебная, врачебная, специализированная);
    • специализированная (в т.ч. высокотехнологичная);
    • скорая (в т.ч. скорая специализированная);
    • паллиативная (облечение боли, страданий и т.п.);
  2. условия оказания:
    • вне медицинской организации;
    • амбулаторное;
    • в дневном стационаре;
    • стационарно;
  3. формы оказания:
    • экстренная;
    • неотложная;
    • плановая.
  4. «Надо посовещаться»

    Много внимания в Законе о здоровье уделено врачебным комиссиям и консилиумам врачей (в прежнем законе они упоминались лишь вскользь). Ведь именно на них возложено решение вопросов в наиболее сложных и конфликтных случаях, а именно при:

    • профилактике;
    • диагностике;
    • лечении;
    • трансплантации органов и (или) тканей человека;
    • медицинской реабилитации;
    • оценке качества оказанной помощи (услуг) (например, обоснованность назначения определенного лекарства);
    • обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий;
    • даче информированного добровольного согласия;
    • определении трудоспособности и профессиональной пригодности некоторых категорий работников и т.д.

    Важно, что новый закон закрепил порядок создания и формирования комиссии и консилиума. Также перечислены их функции, компетенция и порядок принятия решений (оформление протокола и пр.).

    Медицинские изделия – на особом контроле

    Как известно, почти любая медицинская помощь, процесс лечения и реабилитации не обходятся без применения специальных инструментов, оборудования, материалов и пр. Закон о здоровье впервые дал определение понятию медицинского изделия, закрепил порядок его применения и обращения на территории России (ст. 38). Во многом это связано с тем, что большинство изделий медицинского назначения имеют иностранное происхождение.

    Сведения о государственной регистрации медицинских изделий, а также об их производителях будут вноситься в государственный реестр и одновременно размещаться в сети Интернет. И это большой шаг вперед, так как ранее правовое регулирование данного вопроса фактически отсутствовало.

    Обязательный этап государственной регистрации медицинского изделия – экспертиза его качества, эффективности и безопасности. Кстати, пошлина за госрегистрацию медицинского изделия на сегодняшний день составляет 3000 рублей (подп. 101 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

    Вопросы репродукции

    Общественность уже давно отметила, что законодательство в сфере охраны здоровья не в полной мере отвечает современным реалиям. Хотя бы потому, что возникло такое явление, как суррогатное материнство. Для кого-то это бизнес, для кого-то – последний шанс продлить свой род. Поэтому Закон о здоровье детально урегулировал вопросы репродукции человека, долгое время остававшиеся за гранью внимания законодателя.

    Закон № 323-ФЗ предусматривает следующие права граждан в этой области:

    • право на применение вспомогательных репродуктивных технологий (донорский и (или) криоконсервированный генетический материал, суррогатное материнство);
    • право на криоконсервацию и хранение половых клеток и эмбрионов в случаях риска потери способности к воспроизводству;
    • право на получение информации о данных медицинского, медико-генетического обследования донора и его расе, национальности, внешних данных.

    Следующие права заявлены как бесплатные (ст. 51):

    • консультации (по медицинским показаниям) по вопросам планирования семьи, наличия социально значимых и опасных заболеваний, по медико-психологическим аспектам семейно-брачных отношений, а также медико-генетические и другие консультации и обследования в государственных медицинских организациях в целях предупреждения возможных наследственных и врожденных заболеваний у потомства;
    • присутствие при родах (отца ребенка или иного члена семьи) с согласия женщины;
    • совместное нахождение с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи стационарно в течение всего периода лечения и независимо от возраста (одного из родителей, иного члена семьи, иного законного представителя).

    В Законе № 323-ФЗ определен момент рождения ребенка – это момент отделения плода от организма матери посредством родов (ст. 53).

    Закон о здоровье также уточнил процедуры стерилизации (лишения способности к воспроизводству) и искусственного прерывания беременности. Так, стерилизация может быть проведена только по письменному заявлению гражданина старше тридцати пяти лет либо имеющего не менее двух детей. А при наличии медицинских показаний и согласия гражданина – независимо от возраста и наличия детей (ч. 1 ст. 57).

    Российские законодатели также учли международный опыт. Он нашел воплощение в норме, согласно которой возможна медицинская стерилизация совершеннолетнего лица, признанного недееспособным, по заявлению его законного представителя с учетом мнения самого недееспособного (ч. 2 ст. 57). Аналогичная судебная процедура установлена для принятия решения об искусственном прерывании беременности у совершеннолетней, признанной недееспособной (ч. 7 ст. 56).

    Новый подход к вопросам смерти

    В Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан о смерти сказана лишь пара слов. При этом, что считать смертью, не было определено вообще. В Законе № 323-ФЗ медицинским мероприятиям, связанным со смертью человека, посвящена отдельная глава 8.

    Главное нововведение заключается в том, что правовое регулирование вопросов определения момента смерти и реанимационных мероприятий передано с регионального на федеральный уровень. Теперь Закон о здоровье непосредственно регулирует эти отношения.

    Моментом смерти человека является (ч. 1 ст. 66):

    • биологическая смерть (необратимая гибель);
    • смерть мозга.

    Далее закон вносит важные уточнения: биологическая смерть – это наличие ранних и (или) поздних трупных изменений, а смерть мозга – полное и необратимое прекращение всех его функций, регистрируемое при работающем сердце и искусственной вентиляции легких. При этом биологическую смерть констатирует врач или фельдшер, а смерть мозга – обязательно консилиум врачей (вдобавок обязательно присутствие анестезиолога-реаниматолога и невролога).

    Также в Законе о здоровье нашел отражение вопрос, который активно обсуждался, вызывал споры, но никоим образом не был закреплен нормативно. Речь об использовании тела, органов и тканей умершего человека в медицинских, научных и учебных целях. Оно возможно в следующих случаях (ч. 1 ст. 68):

    • при наличии письменного нотариально удостоверенного волеизъявления лица, сделанного им при жизни;
    • если тело не востребовано после смерти человека по причине отсутствия супруга, близких родственников (детей, родителей, усыновленных, усыновителей, родных братьев и родных сестер, внуков, дедушки, бабушки), иных родственников, законных представителей или других лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение.

    Экспертиза – отдельно, освидетельствование – отдельно

    Закон о здоровье четко разграничил медицинскую экспертизу и медицинское освидетельствование. Это понадобилось в связи с присутствием в некоторых законах норм об обязательном проведении медицинского осмотра для вынесения заключения о состоянии здоровья гражданина (оно нужно, например, чтобы приобрести некоторые права или привлечь к ответственности). К видам медицинского освидетельствования Закон № 323-ФЗ относит (ч. 2 ст. 65):

    • освидетельствование на состояние алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
    • психиатрическое освидетельствование;
    • освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, владению оружием, профессии и др.

    Нормы об экспертизе временной трудоспособности (ст. 59 Закона № 323-ФЗ) напрямую затрагивают правила выдачи и оформления листков нетрудоспособности (приказ Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 № 624н «Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности»). Основное изменение заключается в том, что единовременно больничный может быть выдан на 15 календарных дней включительно, а не на 10 дней, как раньше.

    Требования к медикам – жестче

    В Законе № 323-ФЗ существенно ужесточены требования к медицинским и фармацевтическим работникам.

    С 2016 года выдачу сертификатов специалиста заменит процедура аккредитации с периодичностью не реже одного раза в пять лет (ч. 3 ст. 69). По сути это определение готовности лица, получившего образование, к реализации своих знаний на практике. Поэтому до 2016 года будут в корне пересмотрены образовательные стандарты медиков и фармацевтов.

    Допуск к конкретным видам помощи медработник получит на основании индивидуального листа допуска. Причем будет возможность непрерывно расширять количество допусков в зависимости от умений и навыков.

    Давно не секрет, что некоторые медицинские работники имеют связь с фармацевтическими компаниями и их представителями. При выписке пациенту лекарства такая «дружба» может нарушить и принцип беспристрастности врача, и в целом требования медицинской этики. Чтобы предотвратить эту порочную практику, законодатель наложил ряд ограничений на медицинских и фармацевтических работников (ст. 74). В определенной степени они схожи с антикоррупционными мерами по отношению к госслужащим – не принимать подарки, деньги, в том числе на оплату развлечений и отдыха, не рекламировать лекарства, не принимать у себя представителей фарминдустрии и др.

    Ужесточены требования и к медицинским организациям. Теперь они обязаны страховать свою ответственность перед пациентами в случае причинения вреда жизни и (или) здоровью (п. 10 ч. 1 ст. 79). Ожидается, что во исполнение этой обязанности в ближайшем будущем будет разработан Федеральный закон «Об обязательном страховании пациентов при оказании им медицинской помощи».

    Оплата медицинских услуг

    До вступления в силу Закона о здоровье вопросы предоставления платных медицинских услуг были урегулированы лишь отчасти. Это приводило и к неконтролируемому росту их предложения на рынке, замещению ими бесплатной медицинской помощи и развитию теневого рынка.

    В Законе № 323-ФЗ сделана попытка разграничить платные услуги и бесплатную медицинскую помощь. Интересно, что первоначально соответствующую статью планировалось назвать «Платные медицинские услуги». Однако конечное ее наименование стало более расплывчатым – «Оплата медицинских услуг».

    Закон № 323-ФЗ выделил (ч. 1 ст. 84):

    • платные медицинские услуги;
    • платные немедицинские услуги (бытовые, сервисные, транспортные и др.).

    Причем платные медицинские услуги должны оказываться в строгом соответствии с нормативными порядками (стандартами), утвержденными Минздравсоцразвития России. То есть так же, как и бесплатная помощь. Но это правило вступит в силу только с 2013 года.

    Платные услуги могут оказываться (ч. 4 ст. 84):

    • в полном объеме стандарта (порядка);
    • в качестве разовых консультаций, процедур, диагностик, иных услуг;
    • сверх стандарта (порядка).

    И очень важное дополнение Закона о здоровье, которое касается абсолютно всех (ч. 8 ст. 84): оказание платных медицинских услуг в полной мере подпадает под Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей». Так что судитесь на здоровье.

на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.

  8 голосов

Нет комментариев
Свернуть форму комментария Комментировать

  • Добавить
Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы


Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.