• Журнал «Налоговый учет для бухгалтера» август 2012
  • Рубрика Работа с договорами

Возврат товара: какой счет-фактуру выставить?

  • 0 комментариев
  • 38 просмотров
Любой покупатель сталкивался с ситуацией, когда приходилось возвращать товар, например, из-за того, что тот был некачественным или не был распродан. Причем иногда это происходит в момент приемки товара, когда он еще не принят на учет, но бывает, что и гораздо позже, когда покупатель это уже сделал. Автор анализирует последние письма Минфина России, разъясняя, кому следует оформить счет-фактуру и как его заполнить правильно.


На практике предприятия нередко сталкиваются с необходимостью возврата товара. Для этого они включают в договор поставки пункт о праве поставщика вернуть нереализованный товар. Например, из-за его сезонности или для определенных акций. Возможно это и из-за несоответствия его качественным характеристикам не только в момент приема, но и, допустим, при выкладке на полки магазина. Во всех перечисленных случаях возникает вопрос о документальном оформлении данной операции. В частности, какой счет-фактуру необходимо выписать и кто его оформляет: поставщик – корректировочный счет-фактуру или покупатель – счет-фактуру при возврате товара как обратную реализацию? Рассмотрим подробнее.

Вопросам документального оформления возврата товара было посвящено несколько писем Минфина России. В них финансовое ведомство связывает выставление документа (счета-фактуры или корректировочного счета-фактуры) с вопросом принятия покупателем товара на учет. Но расскажем обо всем по порядку, ведь причины возврата, а следовательно, и непринятие товара на учет покупателем бывают разные.

Причина возврата

Безусловно, существует множество причин возврата, но, как правило, это:

  • падение покупательского спроса. Многие розничные продавцы расплачиваются за товар в момент, когда реализуют его потребителям, получив от них оплату. При этом нереализованную часть товара возвращают продавцу;
  • истечение срока годности. Товар, взятый на реализацию розничными продавцами, может залежаться и потерять свои потребительские свойства. В этом случае он также возвращается поставщику как не соответствующий качеству;
  • нарушение условий договора купли-продажи.

Остановимся на последней причине.

Количество. Обязательным пунктом договора является наименование и количество поставляемого товара. В случае отсутствия такой информации договор не считается заключенным (ст. 465 ГК РФ).

Пункт 1 ст. 466 ГК РФ позволяет покупателю, получившему меньший объем товара, чем указано в договоре, требовать недостающее количество либо отказаться от него совсем. Если оплата уже произведена, ему должны вернуть уплаченную сумму.

Ассортимент. Покупатель может вернуть товар и отказаться от оплаты при нарушении продавцом условия договора об ассортименте (вид, размер, цвет, модель) (п. 1 ст. 468 ГК РФ). Правда, если он не уложится в разумные сроки после получения товара, то последний считается принятым им (п. 4 ст. 468 ГК РФ).

Качество. В соответствии с п. 1 ст. 469 ГК РФ продавец должен передать товар, качество которого соответствует условиям договора. Иногда договором купли-продажи могут быть оговорены гарантии качества. Тогда товар должен соответствовать требуемому качеству в течение времени, установленного договором (п. 2 ст. 470 ГК РФ).

В случае существенного нарушения требований к качеству покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврат уплаченной суммы либо замену товара на качественный товар в соответствии с договором (п. 2 ст. 475 ГК РФ).

Согласно ст. 477 ГК РФ покупатель имеет право предъявить требования к продавцу, связанные с недостатками товара, если они обнаружены в определенные сроки.

При установлении на товар гарантийного срока или срока годности покупатель может предъявить требования по недостаткам товара до истечения этого срока. Если они отсутствуют, то покупатель имеет право предъявлять претензии, когда недостатки были обнаружены в разумные сроки, но в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю. Нормативным актом или договором между сторонами может быть установлен более длительный срок.

Комплектность. В случае передачи продавцом некомплектного товара покупатель имеет право потребовать в соответствии со ст. 480 ГК РФ соразмерное уменьшение цены или доукомплектацию товара в разумный срок. Если последнее требование не выполняется, покупатель может потребовать заменить некомплектный товар на комплектный или вовсе отказаться от исполнения договора купли-продажи с требованием возврата уплаченной денежной суммы.

Упаковка, затаривание. Покупатель также может отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать заменить товар, подлежащий затариванию и (или) упаковке, но переданный покупателю без них либо в ненадлежащей таре и (или) упаковке (ст. 482 ГК РФ).

Важно, что в соответствии с п. 1 ст. 483 ГК РФ покупатель обязан известить продавца о недостатках товара в срок, предусмотренный законом, иными правовыми актами или договором, а если он не установлен, то в разумный срок, исходя из характера и назначения товара. В противном случае продавец вправе отказаться полностью или частично от удовлетворения требования покупателя.

Вы видите 20% этой статьи, чтобы читать всё


на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.
за 300 руб.


Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы

Вниманию тех, кто оформил подписку через ООО «Межрегиональное агентство подписки» (ООО «МАП»): важная информация для вас размещена здесь.

Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.