• Журнал «Делопроизводство и документооборот на предприятии» январь 2013
  • Рубрика Оформление документов

Реквизиты юридического лица в договоре

  • 0 комментариев
При оформлении договора мы обычно даже не задумываемся, указывая стандартный набор реквизитов. А зачем? Практика сложилась, и необходимые данные определил опыт. Но почему практика пошла по этому пути? В настоящей статье мы попробуем найти причины включения в договор тех или иных данных об организации и определить, что из них действительно важно, а что – лишь дань традиции. Кроме того, дадим рекомендации для ситуации, когда юридический и фактический адрес отличаются.


Уникальные идентификаторы

Наименование и место нахождения

У каждого юридического лица есть набор уникальных идентификаторов, позволяющих однозначно выделить его из общей массы организаций. Прежде всего речь идет о наименовании некоммерческого юридического лица и о фирменном наименовании для коммерческих юридических лиц. Правила выбора «имени» и порядок его охраны установлены Гражданским кодексом РФ (ст. 54 и §1 главы 76).

Действующее законодательство жестко связывает наименование юридического лица и его место нахождения, определяя, что они в обязательном порядке подлежат указанию в его учредительных документах.

В научных кругах ведутся достаточно жесткие дискуссии о том, что должно считаться местонахождением юридического лица, чем отличается наименование от фирменного наименования, до какой степени возможна защита фирменного наименования юридического лица. Все они являются следствием того, что практика не всегда адекватно воспринимает нормы права, которые в свою очередь далеко не всегда позволяют однозначно определить, какая мысль была в них вложена законодателем. Например, формулировки ГК РФ оставляют открытым вопрос, должна ли коммерческая организация иметь два наименования (обычное и фирменное)? А если да, то могут ли они быть различными? На практике при регистрации коммерческой организации для нее обычно указывают как обычное, так и фирменное наименование, однако они полностью совпадают (см. Пример 1). В результате в отношении коммерческих юридических лиц в реестре1 заполняются две графы: и «полное наименование юридического лица», и «фирменное наименование юридического лица».

Пример 1

Фрагмент заявления о госрегистрации юридического лица по форме № Р11001, утв. постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 439 (ред. от 09.03.2010)

СвернутьПоказать

Правда, стоит заметить, что практика, похоже, меняется. Так, в приказе ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» (зарегистрирован в Минюсте России 14.05.2012 № 24139)2 вообще нет графы «фирменное наименование организации». То есть фирменное наименование и полное наименование для коммерческих организаций отождествляются.

Определение «места» юридического лица также вызывает вопросы. Проблема в том, что понятие «место нахождения» не имеет четкого определения, по сути правовая норма «закольцевала» сама себя:

Фрагмент документа
СвернутьПоказать
Часть 2 статьи 54 «Наименование и место нахождения юридического лица» Гражданского кодекса РФ

Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа...

«Адрес», в отличие от «места», – это конкретизированный элемент, жестко регламентированный в рамках российских и международных почтовых правил, позволяющий обнаружить физическое местонахождение адресата с высокой степенью точности. А вот где написано, что такое место нахождения? Ведь если у вас спросят о месте нахождения компании и вы ответите, что она в Питере, то кто докажет, что вы не ответили на вопрос? Поэтому на практике в регистрационных формах и реестрах фиксируют не место нахождения юридического лица, а адрес нахождения его исполнительных органов. Тут важно не оказаться слишком кратким (см. Пример 2) и не указать слишком подробный адрес – стремитесь к золотой середине: достаточно дойти в детализации адреса до номера дома с корпусом и дробью или до номера владения (см. Пример 3). Окажетесь чрезмерно кратким – вас не найдут ваши контрагенты. Будете слишком подробны – велик риск, что в устав надо будет вносить регулярные изменения.

Пример 2
СвернутьПоказать

Допустим, исполнительный орган юрлица расположен в Санкт-Петербурге, тогда регистрацию осуществляет Межрайонная ИФНС России № 15 по Санкт-Петербургу, значит, и место нахождения юридического лица – это Санкт-Петербург.

Два таких показателя, как наименование и место нахождения в виде населенного пункта, никоим образом не позволяют однозначно идентифицировать организацию. Простой пример: электронный сервис по поиску данных в ЕГРЮЛ выдает информацию о 18 Обществах с ограниченной ответственностью «Ромашка», зарегистрированных в Санкт-Петербурге. Найти среди них одну конкретную «Ромашку», не зная других реквизитов, проблематично. Для идентификации нужны более точные данные.

Пример 3
СвернутьПоказать

Вполне понятно, когда в ЕГРЮЛ указывается номер офиса в бизнес-центре.

Однако бывают ситуации, когда организация, не особо задумываясь, подает информацию о том, что она арендует целый этаж, а то и не один. Потом эти сведения попадают в государственные реестры и учредительные документы. А дальше начинаются вопросы:

  • Как указывать такой «адрес» в договоре или на бланке документа?
  • Начинать ли процедуру внесения изменений в ЕГРЮЛ в ситуации, когда из-за необходимости расширения (или по другим причинам) с арендодателем достигается договоренность о переезде компании на этаж ниже, например, с присоединением складских помещений? Компания остается в том же бизнес-центре, меняется только этаж!

На наш взгляд, такая ситуация во многом спровоцирована непродуманными действиями самого юридического лица. Для налоговых органов в этом случае достаточным является указание адреса без этажа. Однако в дальнейшем, как бы не странно звучал адрес, если он внесен в реестр с указанием на этаж или конкретный номер офиса (комнаты), именно его и необходимо будет печатать во всех документах.

Вы видите начало этой статьи, чтобы читать всё


на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.
за 300 руб.

  нет голосов

Тематика:

Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы

Вниманию тех, кто оформил подписку через ООО «Межрегиональное агентство подписки» (ООО «МАП»): важная информация для вас размещена здесь.

Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.