Рассмотрены особенности учета численности административно-управленческого персонала при расчете базового показателя доходности для ЕНВД «количество работников, включая индивидуального предпринимателя» для компаний, совмещающих виды деятельности, находящиеся на различных режимах налогообложения. Проанализированы три возможных варианта расчета численности АУП с учетом как постоянно меняющейся позиции Минфина России, так и судебной практики. Предложены возможные аргументы в пользу налогоплательщика, применимые в случае спора с налоговым органом.
Расчет ЕНВД обычно не вызывает вопросов у опытного бухгалтера. Однако ситуация меняется, если компания помимо деятельности, переведенной на уплату единого налога, осуществляет и иные виды деятельности, облагаемые налогами в соответствии с общим режимом или УСН. В частности, нередко вызывает вопросы порядок расчета такого базового показателя доходности, применяемого для отдельных видов деятельности, как «количество работников, включая индивидуального предпринимателя». Ведь в том случае, если компания осуществляет несколько видов деятельности, бухгалтер обязан не только определить сотрудников, непосредственно занятых видом деятельности, переведенным на ЕНВД, но и принять решение, каким образом учесть административно-управленческий персонал и нужно ли его учитывать вообще. Ситуацию осложняет и то обстоятельство, что в последних письмах Минфин России занял по этому вопросу неблагоприятную для налогоплательщиков позицию. В статье будет проанализирована точка зрения финансового ведомства и предложены варианты действий для компаний, совмещающих несколько видов деятельности.
Что такое «количество работников»
Напомним вкратце порядок расчета облагаемой базы по ЕНВД. Налогоплательщики, переведенные на уплату ЕНВД, рассчитывают налоговую базу по единому налогу как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности (п. 2 ст. 346.29 НК РФ).
Для расчета суммы единого налога на вмененный доход при осуществлении отдельных видов деятельности используется физический показатель «количество работников, включая индивидуального предпринимателя» (ст. 346.29 НК РФ).
Среди таких видов деятельности:
- оказание бытовых услуг;
- оказание ветеринарных услуг;
- оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;
- развозная и разносная розничная торговля;
- оказание услуг общественного питания через объекты организации общественного питания, не имеющие залов обслуживания посетителей (ст. 346.29 НК РФ).
Количество работников – это среднесписочная (средняя) за каждый календарный месяц налогового периода численность работающих с учетом всех работников, в том числе работающих по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера (ст. 346.27 НК РФ).
Отметим, что с 01.01.2012 порядок расчета среднесписочной (средней) численности работников определен в Указаниях по заполнению форм федерального статистического наблюдения: № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», № П-2 «Сведения об инвестициях в нефинансовые активы», № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников», № П-5(М) «Основные сведения о деятельности организации», утвержденных приказом Росстата от 24.10.2011 № 435 (далее – Указания).
Алгоритм расчета среднесписочной численности
Алгоритм расчета среднесписочной численности можно изложить следующим образом (п. 78 Указаний):
- суммируется списочная численность работников за каждый календарный день месяца (т.е. с учетом нерабочих праздничных и выходных дней). Списочная численность определяется на основании данных первичных учетных документов, в частности, табеля учета рабочего времени. Численность работников в нерабочие праздничные и выходные дни рассчитывается на основании данных за последний рабочий день, предшествовавший праздничным либо выходным дням (например, численность работников за воскресенье будет равна списочной численности за пятницу);
- полученная сумма делится на число календарных дней месяца.
При этом следует учесть, что при расчете среднесписочной численности имеется ряд особенностей (п. 79–81 Указаний). Напомним наиболее часто встречающиеся:
- ряд работников, учитываемых в списочной численности, не включается в расчет среднесписочной численности (женщины, находившиеся в отпусках по беременности и родам; лица, находившиеся в отпусках в связи с усыновлением новорожденного ребенка непосредственно из родильного дома, а также в отпуске по уходу за ребенком; работники, обучающиеся в образовательных учреждениях и находившиеся в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы, а также поступающие в образовательные учреждения; находившиеся в отпуске без сохранения заработной платы для сдачи вступительных экзаменов в соответствии с законодательством РФ);
- лица, работавшие неполное рабочее время в соответствии с трудовым договором, штатным расписанием или переведенные с письменного согласия работника на работу на неполное рабочее время, при определении среднесписочной численности работников учитываются пропорционально отработанному времени;
- работники, которым в соответствии с законодательством РФ установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, включая инвалидов, в среднесписочной численности учитываются как целые единицы.
В декабре 2012 г. в организации числилось 10 работников, из которых 5 человек отработали весь месяц полностью; два человека (инвалиды II группы) также отработали весь месяц, однако им в соответствии с требованиями законодательства была установлена сокращенная продолжительность рабочего времени – 35 часов в неделю; двое человек работали как совместители на полставки (по 4 часа в день). А один работник в течение декабря находился в учебном отпуске без сохранения заработной платы.
Число рабочих дней в декабре 2012 г. составило 21 день.
Среднесписочная численность за декабрь 2012 г. = (5 × 21 + 2 × 21 + 2 × 0,5 × 21 + 1 × 0) / 21 = 8.
Если осуществляете несколько видов деятельности
К сожалению, сложности, связанные с расчетом среднесписочной численности работников, не заканчиваются подсчетом совместителей и инвалидов. Ведь нередко компании осуществляют несколько видов деятельности, часть которых переведена на ЕНВД, а часть может находиться как на «упрощенке», так и на общем режиме налогообложения. И тут сложности при расчете среднесписочной численности работников только начинаются. Основной спорный вопрос в диалоге с налоговиками в этом случае следующий: как учитывать административно-управленческий персонал (далее –АУП), то есть тех работников, которых нельзя четко связать с каким-либо одним видом деятельности.
Надо отметить, что положения главы 26.3 НК РФ не устанавливают способ исчисления среднесписочной численности работников в случае осуществления организацией нескольких видов деятельности – как подпадающих, так и не подпадающих под уплату ЕНВД. Такой порядок не установлен и иными нормативно-правовыми актами, в том числе и Указаниями.
Однако в то же время, не вдаваясь в подробности, законодатели указали на необходимость ведения раздельного учета в следующих случаях:
- если налогоплательщик осуществляет несколько видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению ЕНВД, учет показателей, необходимых для исчисления налога, ведется раздельно по каждому виду деятельности (п. 6 ст. 346.26 НК РФ);
- налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению ЕНВД, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению ЕНВД, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения (п. 7 ст. 346.26 НК РФ).
То есть требуя вести раздельный учет показателей по видам деятельности, законодатель не утвердил конкретные нормы, касающиеся распределения АУП при расчете среднесписочной численности.
Соответственно, налогоплательщики вправе самостоятельно разработать и установить в учетной политике метод определения численности работников, занятых в различных видах деятельности, ведь все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) (п. 7 ст. 3 НК РФ).
Возможные варианты расчета численности АУП
Разберемся, каким образом может быть учтена численность АУП при расчете среднесписочной численности работников:
- работники АУП вообще не учитываются при расчете среднесписочной численности. Обоснование следующее: эти работники напрямую не заняты в виде деятельности, переведенном на ЕНВД. Данный вариант расчета представляется наиболее рисковым, однако имеется ряд судебных решений по данному вопросу в пользу налогоплательщика (см. раздел «Позиция суда»);
- доля АУП, включаемая в расчет среднесписочной численности, рассчитывается исходя из некоторой пропорции. Пропорция может быть, например, основана на сопоставлении численности работников по видам деятельности. Сам алгоритм расчета следует установить в учетной политике предприятия. Данный вариант предлагался в ряде писем Минфина и ФНС РФ (см. раздел «Что думают финансисты»);
- в расчет включаются все работники АУП. Этот вариант представляется наименее рисковым, однако и наиболее затратным для налогоплательщика.
Рассмотрим на примере, как можно рассчитать долю АУП пропорционально численности работников по видам деятельности.
Компания осуществляет два вида деятельности, один из которых переведен на уплату ЕНВД, а второй – на общем режиме. Среднесписочная численность работников за декабрь 2012 г. – 50 человек, из них 20 непосредственно заняты в виде деятельности, переведенном на ЕНВД, 10 – это АУП, 20 человек заняты в виде деятельности, переведенном на общий режим налогообложения.
В учетной политике компания закрепила положение о том, что численность АУП распределяется по видам деятельности пропорционально числу работников, занятых непосредственно данным видом деятельности.
Рассчитаем численность АУП, приходящуюся на вид деятельности, облагаемый единым налогом:
20 / (50 – 10) × 10 = 5.
Следовательно, количество работников как базовый показатель для расчета ЕНВД за декабрь 2012 г. составит 5 + 20 = 25.
К сожалению, кроме норм НК РФ, не следует забывать и о позиции финансового ведомства.
Что думают финансисты
Надо отметить, что представители Минфина России в течение нескольких лет меняли свою позицию. Письма ведомства по данному вопросу можно условно разделить на две группы:
- письма, в которых Минфин России указал на правомерность применения метода расчета количества работников, предполагающего распределение среднесписочной численности АУП пропорционально среднесписочной численности работников, исчисленной за месяц, по каждому осуществляемому виду деятельности (письма Минфина России от 25.10.2011 № 03-11-11/265, от 06.10.2009 № 03-11-09/335). Кроме того, в письмах ФНС России от 25.06.2009 № ШС 22 3/507@ и от 08.05.2009 № 3-2-16/49@ отдельно указано, что фактическая величина количества работников должна определяться налогоплательщиками исходя из общей списочной численности их работников, включающей в себя и работников административно-управленческого и вспомогательного (обслуживающего) персоналов, только при невозможности распределения численности работников по видам осуществляемой предпринимательской деятельности (отсутствует закрепление работников за конкретными видами предпринимательской деятельности);
- письма, в которых представители Минфина России высказали прямо противоположное мнение, потребовав учитывать при расчете количества работников весь административно-управленческий персонал без распределения по видам деятельности (письма от 16.08.2012 № 03-11-06/3/61, от 26.07.2012 № 03-11-06/3/55, от 06.09.2011 № 03 11 06/3/98, от 07.10.2010 № 03-11-06/3/139, от 02.02.2010 № 3-2-11/1@, от 06.03.2009 № 03-11-09/88). При этом в качестве обоснования такого подхода представители финансового ведомства сослались на то обстоятельство, что НК РФ не определен порядок распределения численности работников административно-управленческого и общехозяйственного персонала при осуществлении нескольких видов предпринимательской деятельности, по одному из которых уплачивается ЕНВД.
В противовес позиции Минфина России следует отметить, что хотя в гл. 26.3 НК РФ действительно не прописан метод распределения среднесписочной численности работников АУП и общехозяйственного персонала по видам деятельности, однако метод, предложенный финансовым ведомством, также напрямую не предусмотрен нормами налогового законодательства.
Позиция судей
А теперь обратимся к судебной практике. На сегодняшний день единая позиция судей не сформирована. Как уже было отмечено, существуют три возможных способа расчета среднесписочной численности в случае, если компания осуществляет несколько видов деятельности. При этом в пользу каждого метода имеются судебные постановления. Рассмотрим приводимые судьями доводы в пользу того или иного решения:
- Есть ряд судебных актов в пользу метода пропорционального распределения работников АУП (постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 09.04.2008 по делу № А33 7538/2007, Шестого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2008 по делу № А73 9481/2007, ФАС Поволжского округа от 07.07.2006 по делу № А65-25565/2005).
В обоснование своей позиции судьи выдвинули следующий аргумент: учет всей численности сотрудников без распределения между видами деятельности не соответствует нормам налогового законодательства и приводит к двойному налогообложению.
Кроме того, в постановлении Шестого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2008 по делу № А73 9481/2007 суд отдельно указал на то, что налогоплательщик вправе самостоятельно разработать и утвердить в учетной политике метод определения численности работников, занятых в различных видах деятельности.
class=''
Ряд судей пришел к выводу о том, что при расчете количества работников следует учитывать только сотрудников, непосредственно осуществляющих вид деятельности, переведенный на ЕНВД (постановления ФАС Северо-Западного округа от 28.11.2008 по делу № А56-42855/2007, Седьмого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2008 по делу № А03-3698/2008-14, ФАС Поволжского округа от 26.06.2007 по делу № А65 27513/2006-СА2-41 и др.).
В постановлении ФАС Уральского округа от 24.06.2010 № А07-18263/2009-А-ВКВ суд, сославшись на п. 7 ст. 3 НК РФ, пришел к выводу, что при расчете количества работников в принципе не следует учитывать административно-управленческий персонал, так как физический показатель «количество работников, включая индивидуального предпринимателя» характеризует определенный вид предпринимательской деятельности, а данные работники непосредственно не участвуют в деятельности, подлежащей обложению ЕНВД.
При определении перечня работников, непосредственно занятых осуществлением вида деятельности, переведенного на уплату единого налога, целесообразно обратить внимание на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2012 по делу № А57 13829/2011. Судьи подтвердили обоснованность включения в расчет только тех работников, которые непосредственно осуществляют вид деятельности, облагаемый ЕНВД, без учета управленческого персонала, однако указали на то, что сотрудник бухгалтерии, занимающийся исключительно оформлением заказов-нарядов и актов выполненных работ на станции технического обслуживания автомобилей, непосредственно участвует в деятельности по оказанию услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, подпадающей под ЕНВД, и потому подлежит включению в расчет количества работников.
class=''
Имеется ряд судебных решений в пользу налогового органа, подтверждающих необходимость включения в расчет количества работников всех сотрудников АУП (постановления ФАС Поволжского округа от 10.08.2010 по делу № А55-32444/2009, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2010 по делу № А55-32444/2009, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2009 по делу № А56-11771/2009).
В постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2010 по делу № А55 32444/2009 в качестве обоснования своей позиции суд сослался на нормы ст. 346.27 НК РФ, из которой следует, что количество работников – это среднесписочная за каждый календарный месяц налогового периода численность работающих с учетом всех работников, в том числе работающих по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера. К аналогичным выводам суд пришел и в постановлении ФАС Дальневосточного округа от 22.02.2012 по делу № А37 432/2011.
Многообразие судебных решений по рассматриваемому вопросу не дает возможности предсказать исход судебного разбирательства с налоговым органом в случае возникновения претензий к порядку расчета среднесписочной численности работников. Тем не менее, выполнив ряд рекомендаций, можно повысить свои шансы на успех в суде.
Как подстраховаться
Рассмотрим, какие аргументы могут быть выдвинуты в случае спора с налоговым органом. Как следует из писем Минфина России и судебной практики, в качестве приложения к учетной политике целесообразно утвердить перечень сотрудников с разделением по видам деятельности. Например, в ряде судебных решений отсутствие закрепленного перечня работников, осуществляющих различные виды деятельности, послужило дополнительным аргументом в пользу налогового органа (см. постановление ФАС Дальневосточного округа от 22.02.2012 по делу № А37 432/2011).
Кроме того, если налогоплательщик при расчете базового показателя распределял численность АУП пропорционально числу работников, непосредственно занятых соответствующим видом деятельности, в ходе судебного разбирательства не лишним будет сослаться на выполнение соответствующих рекомендаций Министерства финансов, предназначенных для неопределенного круга лиц (см. письма Минфина России от 25.10.2011 № 03-11-11/265, от 06.10.2009 № 03-11-09/335). Данное обстоятельство с учетом норм подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ и п. 8 ст. 75 НК РФ освобождает от вины в совершении налогового правонарушения и даже в самом неблагоприятном случае позволит избежать доначисления пени и штрафа налоговым органом.
В заключение хочется напомнить, что с 01.01.2013 вступила в силу норма, согласно которой налогоплательщики, осуществляющие определенные виды деятельности, переходят на уплату ЕНВД в добровольном порядке (п. 1 ст. 346.28 НК РФ в редакции Федерального закона от 25.06.2012 № 94 ФЗ). Нередко считается, что компании, находящиеся на спецрежиме, существенно экономят на налогах по сравнению с теми, кто применяет общий режим налогообложения. Однако при этом не следует упускать из виду наличие в гл. 26.3 НК РФ норм, допускающих двойственное толкование. Поэтому, оценивая все достоинства и недостатки данного спецрежима, следует уделить особое внимание спорным вопросам, не урегулированным на законодательном уровне. Данная мера поможет компаниям заранее оценить риски и подготовиться к обоснованию выбранной позиции.