• Журнал «Юридический справочник руководителя» март 2013
  • Рубрика В фокусе

Новые условия для образования

  • Рейтинг 4.75
  • 0 комментариев
  • 7917 просмотров
Образование в России реформируется уже не первый год. Но таких изменений до сих пор еще не было. С 1 сентября 2013 г. в России будет действовать новый закон об образовании. Что изменится в российском образовании? Сохранится ли бесплатное образование или за него придется платить? Можно ли будет получить образование в кредит? По каким программам будут обучаться школьники, студенты и некоторые категории работников? Что ждет педагогов? Как родители смогут повлиять на процесс обучения детей? Об этом и многом другом читайте в статье.


С 1 сентября 2013 года начнет действовать (за исключением отдельных положений) Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ). После его вступления в силу автоматически прекращает действовать целый ряд основополагающих нормативных правовых документов об образовании, принятых еще в 70–90 гг. прошлого века. Выясним, что нового приготовили законодатели и как это повлияет на будущие кадры.

Модернизация пришла в образование

На сегодняшний день общая проблема законодательства в области образования – его недостаточная четкость, а в ряде случаев и противоречивость используемого понятийного аппарата. Дело в том, что действующее законодательство в области образования (в первую очередь – Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании») практически не содержит определений используемых терминов, а если и содержит, то они не всегда соответствуют современным требованиям. Это относится, например, к определению самого понятия «образование»: сейчас оно фактически ограничивает данную сферу рамками стандартизированного или цензового (уровневого) образования. Тем самым в стороне остаются дошкольное, начальное общее и дополнительное образование, которые вообще не являются уровнями образования в соответствии с нормой п. 5 ст. 27 старого закона. Новый закон исправил это недоразумение.

Закон № 273-ФЗ представляет собой единый интегрированный базовый законодательный акт в сфере образования. Его авторы указывают, что он разработан с целью комплексной модернизации всего законодательства об образовании в соответствии с общими направлениями социально-экономического развития страны и мировых тенденций развития образования.

Важно, что в новом законе сохранены базовые принципы и нормы, закрепленные действующим законодательством об образовании. Прежде всего в части государственных гарантий реализации образовательных прав, права выбора образовательной организации и получения образования в соответствии со склонностями и потребностями, обучения на родном языке, правовых гарантий доступности и качества образования, управления образованием на государственно-общественных началах.

Что вошло в закон

В основу Закона № 273-ФЗ легли принципы, которые были разработаны и апробированы еще в ходе реализации памятного всем Приоритетного национального проекта «Образование». Среди них:

  • открытость образования внешним запросам;
  • применение проектных методов;
  • конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике;
  • адресность инструментов ресурсной поддержки;
  • комплексный характер принимаемых решений.

В ст. 70 нового закона нашли отражение результаты многолетнего опыта применения Единого государственного экзамена (ЕГЭ) как формы государственной (итоговой) аттестации обучающихся и в то же время как формы вступительных испытаний по соответствующим предметам.

Считается, что действующая сегодня система ЕГЭ показала свою эффективность и востребованность, хотя пока находится в стадии развития и далека от совершенства.

В ст. 12 Закона № 273-ФЗ также нашли отражение практические результаты введения в систему образования федеральных государственных образовательных стандартов. Напомним, что они являются основным критерием объективной оценки качества образования (независимо от формы обучения).

Новый закон сохранил такие категории вузов, как «федеральный университет» и «национальный исследовательский университет». Одновременно закреплено, что подобные вузы, а также МГУ и СПбГУ могут разрабатывать и реализовывать собственные образовательные программы.

Кроме этого, Закон № 273-ФЗ учитывает опыт реализации механизмов государственно-частного партнерства в образовании – поддержки профессиональной школы со стороны бизнеса и работодателей.

Важные изменения

В плане глобальных изменений ожидается следующее. Во-первых, полномочие местных властей в части обеспечения государственных гарантий получения общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях передано на уровень выше – соответствующим органам государственной власти субъектов РФ. И это понятно, поскольку для местных бюджетов это всегда было непосильной ношей из-за их патологической дефицитности и дотационности.

Во-вторых, установлена обязанность региональных властей обеспечивать (а фактически – увеличить) уровень средней заработной платы педагогических работников за выполняемую ими учебную (преподавательскую) и другую работу.

Также предусмотрено увеличение стипендий по каждому уровню профессионального образования и категориям обучающихся с учетом уровня инфляции. Вдобавок введена новая форма государственной стипендии студентам – социальная; регламентирован порядок ее назначения.

Среднее профессиональное образование будет включать в себя и программы подготовки специалистов среднего звена, и программы подготовки квалифицированных рабочих (в настоящее время это только программы начального профессионального образования).

Расширяется видовое разнообразие образовательных программ. Оно имеет целью обеспечить мобильность и гибкое реагирование системы образования на запросы общества и рынка труда. Так, помимо основной программы профессиональной подготовки вводятся программы повышения квалификации и переподготовки по рабочим профессиям. Более того, законодательную регламентацию получили учебные центры профессиональной квалификации (ч. 6 ст. 73 Закона № 273-ФЗ). Предусмотрено, что они могут создаваться в различных организационно-правовых формах юридических лиц, предусмотренных гражданским законодательством, или в качестве структурных подразделений юридических лиц.

Кроме того, впервые на законодательном уровне закреплены особенности организации получения образования:

  • лицами с выдающимися способностями (правда, какие способности считать таковыми, закон не поясняет);
  • иностранцами и лицами без гражданства;
  • осужденными к лишению свободы, к принудительным работам, подозреваемыми и обвиняемыми, содержащимися под стражей;
  • в определенных сферах деятельности (оборона, безопасность, обеспечение законности и правопорядка, медицина и фармацевтика, искусство, физическая культура и спорт, транспорт).

И чтобы держать руку на пульсе, законодатели предусмотрели, что Правительство РФ будет ежегодно представлять Федеральному Собранию доклад о реализации государственной политики в области образования.

Образование «поделили»

Статья 72 Конституции РФ относит общие вопросы образования к совместному ведению федерального центра и субъектов РФ. Проблема в том, что на практике было не ясно, что считать «общими вопросами» и как делить полномочия. В прежнем законе об образовании этот вопрос урегулирован лишь общими нормами. Теперь же в ст. 6–9 Закона № 273-ФЗ подробно перечислены полномочия каждого уровня власти в сфере образования, вплоть до местных администраций.

Например, полномочие подтверждать документы об образовании и (или) о квалификации закреплено за региональными властями.

Разобрали «по понятиям»

Новый закон составлен более продуманно и четко структурирован. В отличие от прежнего документа, он содержит перечень основных понятий и раскрывает их.

Так, с более «творческим» подходом дано само понятие образования. Если ранее было указано, что образование сопровождается констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов), то теперь это «… совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов».

Общий посыл такой (это видно и из других положений нового закона), что в триаду «человек – общество – государство» в контексте образования законодатели вклинили и семью, дабы поддержать основной курс государства.

Также даны понятия воспитания, обучения, образовательного стандарта, образовательной программы, общего и профессионального образования, дополнительного образования, образовательной деятельности, педагогического работника, учебного плана, профиля образования, средств обучения и воспитания, инклюзивного образования (учет индивидуальных потребностей и возможностей), присмотра и ухода за детьми и др.

Кстати, понятие «инклюзивного образования» в российском законодательстве появилось впервые.

На заметку при работе с кадрами

Целесообразно привести некоторые понятия целиком, поскольку впоследствии их удобно использовать при разработке кадрово-стажерской политики и соответствующей документации:

  • уровень образования – завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований;
  • квалификация – уровень знаний, умений, навыков и компетенций, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности;
  • профессиональное обучение – вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенций, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий);
  • практика – вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью;
  • качество образования – характеристика образовательной деятельности и подготовки, выражающая степень соответствия образовательным стандартам, государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого они осуществляются, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.

Кто образовывает и кто обучает

Закон № 273-ФЗ выделяет три типа организаций – образовательные, обучающие и ведущие образовательную деятельность.

К первой категории относятся некоммерческие организации, осуществляющие на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности и в соответствии с целями создания.

Обучающие организации могут быть как некоммерческими, так и коммерческими. При этом образовательная деятельность для них – дополнительный вид деятельности. То есть по сути законодатели вовлекают в образовательную деятельность организации, не имеющие такого профиля.

Наконец, третий тип – организации, осуществляющие образовательную деятельность, – это первый и второй типы, вместе взятые. Причем в ряде случаев к ним приравнены индивидуальные предприниматели. Этому посвящена отдельная ст. 32 Закона.

Попутно скажем, что к участникам отношений в сфере образования Закон № 273-ФЗ отнес, помимо прочих, работодателей и их объединения.

Новый закон об образовании распространяет свое действие на все организации, осуществляющие образовательную деятельность на территории России, включая иностранные.

Узнают все

Явно положительным является то, что новый закон предусматривает открытость образовательных организаций. Во-первых, это проявляется в участии заинтересованных представителей общества, работодателей и обучающихся в управлении организацией и оценке эффективности образовательной деятельности. Во-вторых, открытость проявляется в том, что каждая образовательная организация должна:

  • иметь свой сайт в Интернете;
  • размещать обязательную информацию, доступную для потребителей образовательных услуг (родителей, обучающихся, воспитанников).

Советы детей и родителей

Закон № 273-ФЗ допускает участие обучающихся и родителей (законных представителей) в управлении образовательной организацией. Это происходит путем создания советов самих обучающихся и советов родителей, законных представителей (ст. 26).

Названные представительные органы необходимы, в частности, для учета мнения входящих в них лиц в случае принятия образовательной организацией локального нормативного акта, затрагивающего права и законные интересы участников образовательного процесса.

Помимо этого, впервые на законодательном уровне предусмотрено создание в образовательных организациях комиссий по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

Особый статус педагогов

Значительное внимание в Законе № 273-ФЗ уделено закреплению правового статуса основных субъектов образовательных отношений – педагогических работников, обучающихся и образовательных организаций. Более того, впервые на законодательном уровне признается особый статус педагогических работников в обществе, вводятся обязательства по созданию условий для осуществления их профессиональной деятельности (ст. 47).

В указанной статье перечислены довольно обширные, так называемые академические права и свободы педагогов, а также их трудовые права и социальные гарантии.

«Принципиальные» вопросы

Количество и содержание принципов образования заметно расширилось, в том числе за счет развития современных технологий и постановки перед государством новых задач.

Например, введен такой принцип, как создание благоприятных условий для интеграции российской системы образования с системами образования других стран. Более обстоятельно раскрыт принцип свободы выбора получения образования в зависимости от склонностей и потребностей. Педагогам предоставлено право свободного выбора форм и методов обучения (воспитания).

Установлены принципы информационной открытости и публичной отчетности образовательных организаций.

Интересно, что одной из основных задач правового регулирования отношений в сфере образования названо создание условий для получения российского образования иностранцами и лицами без гражданства. Помимо этого, сгенерирован общий принцип: если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем Законом № 273-ФЗ, применяются правила международного договора.

Новое наполнение образовательной системы

Структура системы образования (ст. 10 Закона № 273-ФЗ) теперь представлена не так абстрактно, как это было прежде. В старом законе указано на некие «преемственные образовательные программы» и «сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций». И ни слова об участниках системы.

Отныне четко указано, что система образования включает:

  • федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;
  • организации, осуществляющие образовательную деятельность;
  • органы государственного управления в сфере образования и соответствующие органы местного самоуправления (вдобавок созданные ими консультативные, совещательные и иные органы);
  • независимые организации, обеспечивающие образовательную деятельность посредством оценки качества образования (в том числе они определяют достоверность публикуемой информации о качестве образования, его соответствии ожиданиям заказчиков и потребителей образовательных услуг);
  • объединения юридических лиц, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

Немаловажно, что в эту систему добавлены ее непосредственные и опосредованные участники – педагоги, обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, а также работодатели и их объединения.

Ближе к международным стандартам

Новый закон подразделяет образование на общее, профессиональное, дополнительное, а также профессиональное обучение. Сразу обратим внимание на три важных момента:

  • термин «высшее профессиональное образование» заменен на «высшее образование» (это сделано, чтобы привести терминологию в соответствие со ст. 43 Конституции РФ);
  • уровни образования приведены в соответствие с Конституцией РФ, Болонской декларацией (Совместная декларация министров образования Европы, г. Болонья, 19.06.1999) и Международной стандартной классификацией образования (принята на 35-й сессии Международной конференции по образованию (Женева, 27 августа – 4 сентября 1975 г.));
  • в перечень уровней образования введено дошкольное образование как уровень общего.

Уровни и виды (подвиды) образования представим в таблице.

Таблица

Уровни, виды и подвиды образования

СвернутьПоказать
виды образования

Заметим, что подготовка кадров высшей квалификации – это новый законодательно установленный уровень высшего образования. К нему отнесены программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры и ассистентуры-стажировки.

Вообще, введение подготовки кадров высшей квалификации как самостоятельного уровня высшего образования соответствует принятой в большинстве стран Международной стандартной классификации образования.

К сведению
СвернутьПоказать

В перечне отсутствует такая форма самостоятельной научно-исследовательской деятельности, как докторантура. Дело в том, что теперь она рассматривается как форма подготовки научных кадров. Поэтому ее вывели из перечня образовательных программ и уровней образования. Отныне ее будет регулировать не законодательство об образовании, а законодательство о науке и государственной научно-технической политике.

Образовательный процесс на новый лад

Помимо основных образовательных программ, выделены и дополнительные. Они имеют разную направленность и сложность с учетом возраста, интересов, способностей, уровня образования и профессиональной квалификации обучающихся.

Особое внимание в Законе № 273-ФЗ уделено более объективным и современным подходам к образовательному процессу. Среди них:

  • кредитно-модульная система;
  • система зачетных единиц;
  • сетевое взаимодействие при реализации образовательных программ (например, зачет результатов освоения отдельных частей образовательной программы в сторонних организациях);
  • дистанционное обучение;
  • интегрированные образовательные программы;
  • использование образовательных и информационных ресурсов.

Иными словами, обучающимся предоставляется возможность выбора:

  • различных учебных курсов в самом образовательном учреждении или вне его с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
  • электронных и (или) печатных образовательных ресурсов.

Впервые на законодательном уровне особое внимание уделено правовой регламентации экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования.

Экстернат уже не тот

В новом законе уточнены формы получения образования: это, как и прежде, очная, очно-заочная и заочная. А вот экстернат рассматривается не как форма получения образования, а как инструмент, обеспечивающий возможность прохождения лицами, получившими образование вне образовательных организаций, промежуточной и итоговой государственной аттестации в аккредитованных образовательных организациях, а также возможность получения документа об образовании. Этим весь экстернат и ограничивается.

Как вузы будут внедрять свои разработки

В отдельную ст. 103 выделены особенности создания образовательными организациями высшего образования (бюджетными и автономными учреждениями) хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств. Их деятельность должна заключаться в практическом применении (внедрении) различных результатов интеллектуальной деятельности – программ для ЭВМ, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат вузам.

Примечательно, что вузы вправе привлекать других лиц в качестве учредителей (участников) хозяйственного общества (партнерства). При этом минимальный размер доли участия вуза в уставном капитале созданного общества не установлен. То есть частный бизнес может «вливаться» в этот процесс практически без ограничений.

За свой счет

В Законе № 273-ФЗ прописано право образовательных организаций вести деятельность за счет средств физических и юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг. Соответствующий доход можно использовать только на уставные цели. При этом платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, которую финансирует бюджет.

Образовательным организациям предоставлено право вести деятельность за счет средств физических и юридических лиц, не предусмотренную государственным (муниципальным) заданием или соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат. При этом установлено, что условия оказания одних и тех же услуг должны быть одинаковыми.

О бесплатном образовании

Часть 3 ст. 5 Закона № 273-ФЗ гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального образования. И даже бесплатность впервые получаемого высшего образования, но только на конкурсной основе.

И вроде бы все осталось как раньше. Однако загвоздка в том, какой набор предметов и дисциплин включен (будет включен) в государственные стандарты образования. Напомним, что именно они являются основным критерием объективной оценки качества образования.

По новому закону федеральные государственные образовательные стандарты устанавливают сроки получения образования с учетом формы обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.

Также новый закон урегулировал вопросы назначения и выплаты стипендий (ст. 36), предоставления мест в общежитиях, обеспечения учебниками, питанием, обмундированием, вопросы транспортного обслуживания (ст. 35, 37–40).

К сведению
СвернутьПоказать

За выдачу документов об образовании и (или) о квалификации, документов об обучении и дубликатов таких документов плата не взимается. На это прямо указано в ч. 16 ст. 60 Закона № 273-ФЗ.

Кредит на образование

В Законе № 273-ФЗ есть нормы о предоставлении гражданам, обучающимся по основным профессиональным образовательным программам, соответствующих кредитов (ст. 104). Предполагается, что Правительство РФ примет документ, который будет регламентировать условия, размеры и порядок предоставления таких кредитов в рамках их поддержки государством.

В частности, предусмотрено два вида образовательных кредитов:

  • основной (на оплату обучения полностью или частично);
  • сопутствующий (на оплату проживания, питания, приобретения учебной и научной литературы и других бытовых нужд в период обучения).
* * *

В целом новый закон создает правовые условия для обновления и развития российской системы образования, включая усовершенствование ее экономической составляющей, повышение конкурентоспособности и эффективности.

Закон № 273-ФЗ носит стратегический и системный характер, ориентирован на длительную перспективу. По сути, он всесторонне охватывает всю отрасль образования. В связи с этим имейте в виду, что с 1 сентября 2013 года утратит силу не только старый Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», но и Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.

  4 голоса

Тематика:

Нет комментариев
Свернуть форму комментария Комментировать

  • Добавить
Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы


Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.