В любом коллективе можно встретить своих «стахановцев» и тех, кто всячески отлынивает от работы. И те и другие могут доставить руководству немало хлопот. Зная их характеристики и способности, можно спрогнозировать стиль поведения и предугадать возможные негативные последствия. Если проблема все же возникла, надо уметь ее разрешить. Как это сделать, рассказано в статье.
Кто не сталкивался в своем коллективе с процессом формирования лидера или с откровенным лентяем? Между тем и то и другое явление способно быть как позитивным, так и негативным для работодателя.
Чем больше коллектив, тем вероятнее в нем встретить двух антиподов: лидера и лентяя. На первый взгляд, в обоих нет ничего особенного. Сотрудники как сотрудники. Однако при более близком рассмотрении становятся видны их качественные характеристики, существенное влияние которых на производственный процесс бесспорно. А позднее становится очевидным, что работодатель должен дифференцировать не только свое отношение к тому и другому типу людей, являющихся его сотрудниками, но и предусмотреть разные варианты развития карьеры, трудовых отношений и с лидером, и с лентяем.
Характеристики
Почему эти две категории работников требуют чуть более пристального внимания работодателя? Не потому ли, что каждый из них может как нанести работодателю непоправимый вред, так и привести к оглушительному успеху? Чтобы понять это, рассмотрим сначала характеристики лидера и лентяя с точки зрения рабочей обстановки, бытовой жизни и способностей каждого из них (см. Таблицу 1).
Таблица 1. Лидер и лентяй: сравнительный анализ
О лентяях
Согласно определению, данному в толковом словаре русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова, лентяй – это тот, кто постоянно ленится, кто неохотно, лениво работает, лодырь. Практически идентичные понятия содержат и другие толковые словари.
Психологи отмечают, что лень встречается в любом возрасте, однако выявляется не раньше старшего дошкольного возраста (в четыре-пять лет). Именно в этот период ребенок уже многое может делать самостоятельно, но далеко не всегда горит таким желанием. Лень при ее поощрении со стороны взрослых лишь усугубляется с годами, превращая маленького лентяя в большого. Если источник лени уходит корнями в детство, а сотрудник достиг уже немалого возраста, перевоспитать лентяя хотя бы в обычного работящего сотрудника вряд ли кому удастся. Даже поместив лентяя в очень суровые условия, которые просто вынудят его работать, чтобы как-то выживать, можно добиться только переоценки им своей жизненной позиции и заставить его… снизить планку собственных желаний.
О лидерах
Википедия определяет лидера (от англ. leader – ведущий, первый, идущий впереди) как лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия 1. Это член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе. Лидер не обязательно является руководителем. Но практика показывает, что именно из данного типа людей в процессе трудовой деятельности впоследствии и формируется руководитель отдела, иного структурного подразделения или предприятия в целом.
Лидером человек не рождается. Лидерство является своеобразным навыком, приобретаемым человеком в процессе взросления. Лидерство можно искусственно воспитать с помощью определенных методик, но только у тех людей, которые обладают заданным набором качеств (см. Таблицу 1). Однако врожденные качества лидерства могут никогда и не пригодиться его владельцу, и лидера как такового не сформируется. Например, в силу выбора сферы деятельности, не требующей применения лидерских качеств, человеку не требуется специального развития лидерства) да и просто в силу жизненных обстоятельств (девочка, проявлявшая лидерские качества в школе и посвятившая свою взрослую жизнь рождению и воспитанию детей, никогда и не применит свои задатки после выбора данного жизненного пути).
О тех и других
Небольшой анализ понятий и характеристик лидера и лентяя позволяет сделать следующие промежуточные выводы:
- лидером и лентяем не рождаются, а становятся. Хотя определенные качества присущи человеку с детства, они затем способны повлиять на развитие лени или, наоборот, лидерства;
- лидерство можно воспитать с помощью определенных методик, но успеха добиться возможно только с обладателями определенного набора качеств, перечисленных в Таблице 1;
- лень можно лишь поощрять (не прививать и воспитывать). Но такое поощрение далеко не всегда формирует лентяя.
Прогнозы поведения
И для лидера, и для лентяя, зная их характеристики и способности, можно спрогнозировать стиль поведения и предугадать возможные негативные последствия.
Лидер склонен:
- «брать все на себя», что грозит ему перенапряжением и возможным нервным срывом (временной нетрудоспособностью), а работодателю – срывом порученного лидеру проекта;
- осуществлять тотальный контроль, что может обернуться противостоянием в коллективе среди работников, не признающих его неформальным лидером;
- замыкать на себе полное знание о конечной цели работодателя, скрытых мотивах и общей направленности того или иного проекта. При выбытии лидера из проекта до достижения поставленной цели (по причине внезапной болезни, например, или при скоропалительном увольнении) проект в силу отсутствия преемника может попросту развалиться;
- высказывать авторитарное мнение, не прислушиваясь к остальным точкам зрения, и в силу предоставленных работодателем полномочий способствовать реализации только собственной линии/направления достижения поставленной цели. Такое поведение...