Требования антимонопольных органов представить информацию о бизнесе вызывают у предпринимателей недоверие. Между тем такие запросы действительно правомерны, поэтому игнорировать их не стоит. Автор разъясняет, когда представители малого бизнеса могут вызвать интерес антимонопольных служб, какую информацию они вправе получить у индивидуального предпринимателя и какова ответственность за неисполнение официальных требований госорганов.
Среди индивидуальных предпринимателей распространен стереотип, согласно которому сфера государственного контроля, осуществляемого антимонопольными органами, ограничена деятельностью крупных организаций-монополистов. Однако это мнение ошибочно. Автор помогает разобраться с тем, когда представители малого бизнеса обязаны исполнять запросы территориальных органов ФАС России, тем самым позволяя избежать ошибок, влекущих применение мер административной ответственности.
Запросы антимонопольных органов о представлении информации и документов, особенно в том случае, когда они направлены по методу «веерной рассылки», у представителей малого бизнеса, как правило, вызывают недоумение. Реакция на запрос разная: одни немедленно его исполняют, другие сомневаются в его легитимности, мотивируя тем, что индивидуальный предприниматель не может представлять интереса для антимонопольных органов, а потому запрос является «происками конкурентов». Разберемся, насколько правомерны подобные запросы антимонопольных органов.
Правовые основания
Полномочия антимонопольных органов
Как следует из п. 1 ст. 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), одной из основных функций антимонопольного органа1 является обеспечение государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства. В целях выполнения этой функции Законом о защите конкуренции антимонопольному органу предоставлен ряд полномочий, в том числе право на получение от хозяйствующих субъектов необходимых документов и информации, а также объяснений в письменной и устной форме (п. 11 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции).
Фрагмент документа
Пункт 5 ст. 4 Закона о защите конкуренции
Под хозяйствующим субъектом понимается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.
Обязанности предпринимателей
Полномочиям антимонопольного органа на получение документов и информации корреспондирует предусмотренная п. 1 ст. 25 Закона о защите конкуренции соответствующая обязанность хозяйствующих субъектов.
Фрагмент документа
Пункт 1 ст. 25 Закона о защите конкуренции (извлечение)
...индивидуальные предприниматели обязаны представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая акты, договоры, справки, деловую корреспонденцию, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях.