Работу бухгалтера конфликты сопровождают регулярно. Они могут возникать во взаимоотношениях с начальством, сотрудниками, проверяющими органами. Выйти из конфликта достойно помогут советы психолога, которые вы сможете применить на практике. Читайте о стратегиях поведения в сложных ситуациях, а также эмоциональной саморегуляции.
Среди практикующих восточные единоборства считается, что мастер никогда не попадает в ситуации, которые требуют применения силы. Это означает, что он так искусно разрешает конфликты, что ему не надо вступать в противостояние. Такому умению позавидует любой офисный сотрудник. В статье рассматриваются различные стратегии поведения в конфликтных ситуациях, которые позволят бухгалтеру приблизиться к идеалу «мирного воина».
Современный человек живет в конфликтной среде. Мы постоянно конкурируем, доказываем свое право на материальные блага, уважение, любовь… Да мало ли на что! Вся наша жизнь – сплошной конфликт. С развитием цивилизации растет уровень комфорта, так что нам уже не нужно заниматься тяжелым физическим трудом, чтобы было что есть, не нужно заготавливать дрова, чтобы поддерживать комфортную температуру жилища, к нашим услугам – горячая вода из крана, телевидение и Интернет.
Но эмоционально мы остались на уровне древних людей. Мы так же злимся, выходим из себя, когда нам приходится конфликтовать, защищая свои интересы или просто доказывая свою точку зрения. Адреналин по-прежнему заставляет быстрее биться наши сердца, наши руки непроизвольно сжимаются в кулаки, дыхание учащается, когда человек входит в состояние боевой готовности. В первобытные времена после такой мобилизации происходила разрядка: кто-то из конфликтующих сторон выигрывал – и напряжение спадало, а кто-то проигрывал – и напряжение уходило вместе с жизнью проигравшего. Сейчас состояние постоянной мобилизации приводит к хроническому стрессу, эмоциональным нарушениям, неконструктивному разрешению конфликтов, психосоматическим заболеваниям.
Одним из наиболее конфликтогенных подразделений в организации является бухгалтерия. С одной стороны, она защищает интересы государства, ведь она работает, опираясь на стандарты бухгалтерского учета и законодательство. А с другой стороны, это такое же подразделение, как, например, отдел продаж. А любой отдел должен приносить прибыль и пользу организации, иначе зачем он вообще нужен? Главный бухгалтер постоянно балансирует между необходимостью соблюдать интересы государства и желанием помочь родной компании, поэтому ему приходится вступать в конфликты и с представителями контролирующих структур, и с собственниками, и с рядовыми сотрудниками. Чтобы сохранить свое психологическое благополучие, нужно знать основные стратегии разрешения конфликтов.
Природа конфликта
В западной культуре конфликт рассматривается только как столкновение двух сил, в результате которого может быть лишь один победитель. Такие выражения, как «со щитом или на щите», «пан или пропал», – продукт европейской цивилизации, где поощряется индивидуализм и конкуренция. Мы всегда хотим победить, доказать любым путем нашу правоту, при этом забывая, какой ценой нам может достаться победа.
Валентина Ивановна, главный бухгалтер предприятия, решила предложить директору «обелить» часть бухгалтерии. В компании проводились операции, которые должны были бы учитываться, но велись «по-черному». Валентина Ивановна обратилась к директору, изложив свои аргументы. Директор довольно резко отказал, сказав, что прибыли и так нет, а тут придется солидный кусок отдать государству «просто так». Тогда бухгалтер разозлилась и обратилась к собственникам компании, выставив директора в невыгодном свете, кое-что откровенно сочинив. Собственники начали разбирательство. В конце концов было решено, что директор был неправ, ему сделали серьезное внушение и лишили премии, а предложение Валентины Ивановны приняли.
Некоторое время спустя директор стал активно и довольно назойливо интересоваться работой бухгалтерии, выяснять, какие ошибки совершались чаще всего, кто виноват и т.д. В общем, начал мстить. Свои действия он оправдывал тем, что собственники сами предложили ему внимательнее относиться к работе сотрудников бухгалтерии. Валентине Ивановне, конечно, это быстро надоело, но в открытую конфронтацию она вступать не захотела, поэтому все перешло в стадию вялотекущей хронической подковерной борьбы. Таким образом, победы она не одержала, а обрела только напряженные отношения, испорченные нервы и бессонницу.