Наверняка многие обратили внимание на то, что в последнее время набирает обороты политика «закручивания гаек» в отношении незаконных финансовых операций. Очередной вехой стал Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям». Изменения были внесены сразу в несколько ключевых федеральных законов и кодексов. Рассмотрим самые значимые новшества.
Совсем недавно был принят Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» (далее – Закон № 134-ФЗ). Сразу скажем, что Законом № 134-ФЗ внесено множество изменений в различные федеральные законы. К примеру, изменения коснулись ГК РФ, НК РФ и УК РФ. Говорить о практике применения нового законодательства, на наш взгляд, еще рано. Для начала расскажем о самых интересных новшествах.
Если говорить в целом, то Закон № 134-ФЗ направлен на борьбу с незаконными финансовыми операциями (например, с регистрацией фирм-«однодневок» и различными способами «отмывания» денежных средств). К решению этого вопроса авторы закона подошли комплексно. Они, повторимся, внесли изменения в ряд ключевых федеральных законов. Чтобы руководителю компании или юристу было проще разобраться с нововведениями, предложим обзор основных изменений, которые имеет смысл учитывать при ведении бизнеса.
Закон № 134-ФЗ вступил в силу 30.06.2013 (за исключением отдельных положений).
Законодательство об «отмывании» денежных средств
Закон № 134-ФЗ расширил действие законодательства об «отмывании» денежных средств. Так, законодатели существенно увеличили список организаций, которые работают с денежными средствами. В этот список включены (ст. 5 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»):
- негосударственные пенсионные фонды;
- страховые брокеры;
- общества взаимного страхования;
- операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи.
Указанные организации в полной мере смогут признаваться участниками схем по «отмыванию» преступных доходов.
Изменения в государственной регистрации юридических лиц
В связи с принятием Закона № 134-ФЗ налоговики теперь должны проверять информацию, которая попадает в ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 51 ГК РФ). Раньше такая обязанность прямо закреплена не была.
Также инспекторы обязаны заблаговременно сообщать заинтересованным лицам о внесении изменений в устав компании или в ЕГРЮЛ (при условии, что вносимые изменения затрагивают интересы юридических лиц) – п. 4 ст. 51 ГК РФ. У заинтересованных лиц, в свою очередь, появилось право предъявить свои возражения против регистрации изменений (абз. 2 п. 4 ст. 51 ГК РФ). Налоговики будут обязаны рассмотреть возражения и принять итоговое решение о регистрации.
Теперь информация о том, что в налоговую инспекцию поступили документы о регистрации компании, должны быть размещены на сайте налогового органа не позднее рабочего дня, следующего за днем получения документов (п. 3 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).
Также появились новые причины для отказа в государственной регистрации. Теперь контролеры могут «завернуть» документы, если (подп. «к» – «р» п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ):
- сведения о паспорте, который указан в заявлении о государственной регистрации, не соответствуют информации, которую налоговики получили от паспортно-визовой службы;
- в налоговую инспекцию поступили возражения физического лица, в которых он выразил несогласие с предстоящим внесением данных о нем в ЕГРЮЛ;
- до принятия решения о госрегистрации к налоговикам поступило судебное решение или акт судебных приставов-исполнителей о запрете регистрационных действий;
- налоговики узнали, что физическое лицо (учредитель или участник) либо ИП не вправе заниматься предпринимательской деятельностью (по решению суда);
- физическое лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица, дисквалифицировано в связи со вступившим в силу постановлением по делу об административном правонарушении;
- ИП, являющийся управляющим юридического лица, дисквалифицирован в связи со вступившим в силу постановлением по делу об административном правонарушении;
- налоговая инспекция располагает информацией о недостоверности содержащихся в представленных документах сведений об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица.
Новая редакция ст. 51 ГК РФ допускает возможность признания недействительной государственной регистрации компании в связи с допущенными при создании грубыми нарушениями закона (если эти нарушения носят неустранимый характер). Иными словами, регистрацию могут признать недействительной.
Также заметим, что появилась обязанность юридического лица возместить убытки другим участникам гражданского оборота, причиненные вследствие непредставления, несвоевременного представления или представления недостоверных данных о нем в ЕГРЮЛ (п. 2 ст. 51 ГК РФ). Речь идет о случаях, когда лицо добросовестно полагалось на данные ЕГРЮЛ, которые на самом деле были недостоверными, и в связи с этим понесло убытки.
Новшества налогового законодательства
У налоговиков появилось дополнительное основание для приостановления операций по расчетному счету компании. Они могут «заморозить» счет, если фирма в установленный срок не исполнит свою обязанность по передаче в налоговую инспекцию квитанции о приеме требования о представлении документов или пояснений. Также расчетный счет смогут «заморозить», если не передать квитанцию о получении уведомления о вызове в инспекцию (речь идет об электронных документах) – п. 3 ст. 76 НК РФ. Однако эти нормы вступят в силу лишь с 1 января 2015 г. (п. 5 ст. 24 Закона № 134-ФЗ).
И уже сейчас у налоговиков есть право получения и использования результатов оперативно-розыскной деятельности (ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»).
Ужесточение уголовного законодательства
В УК РФ появилась новая статья 193.1 УК РФ. В соответствии с ней за совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ на счета нерезидентов с использованием подложных документов и с использованием компании, созданной для совершения преступлений, наказание может составить до 5 лет лишения свободы. За преступление, совершенное группой лиц или в особо крупном размере, – от 5 до 10 лет. Крупным размером будет считаться 6 млн рублей, а особо крупным – 30 млн рублей.
Еще одна новая статья – 200.1 «Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов» УК РФ. Она предусматривает ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза наличных денег, дорожных чеков, векселей, банковских чеков, иных документарных ценных бумаг по выплате денежных средств, где не указано лицо, которому полагается выплата.
Крупным размером признается сумма, равная 20 000 долларам США, а особо крупным – 50 000 долларам США. За это преступление в качестве наказания предусмотрены варианты:
- штраф;
- лишение свободы;
- принудительные работы.
Увеличение административных штрафов
Увеличен административный штраф за:
- повторное в течение одного года непредставление информации о движении средств на зарубежных счетах;
- нарушение порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций;
- нарушение правил оформления паспортов сделок либо нарушение сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций и паспорта сделок.
За перечисленные нарушения штраф может составить для должностных лиц – от 30 000 руб. до 40 000 рублей, для компаний – от 400 000 руб. до 600 000 рублей. Об этом сказано в новой ч. 6.4 ст. 15.25 КоАП РФ.
Законодательство о банкротстве
Уточнены случаи, когда банкротство организации наступает из-за действий или бездействия контролирующих организацию лиц. О такой ситуации может свидетельствовать наличие хотя бы одного из следующих признаков (п. 4 ст. 10 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»):
- причинение вреда имущественным правам кредиторов путем одобрения одной или нескольких сделок;
- отсутствие документов бухгалтерского учета и (или) отчетности, их неполнота или искажение к моменту, когда вынесено определение о введении наблюдения или признания компании банкротом (в результате чего затрудняется проведение процедур в деле о банкротстве).
Если должник будет признан банкротом из-за действий и (или) бездействия лиц, контролирующих должника, они в случае недостаточности имущества должника понесут субсидиарную ответственность по его обязательствам.
Корпоративное право
Теперь лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономической деятельности или преступления против государственной власти, не вправе прямо или косвенно, самостоятельно или совместно с иными лицами получать право распоряжения 10 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал страховой организации (п. 8 ст. 32.1 Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»).
Также указанные лица не могут являться руководителями, членами совета директоров, членами коллегиального исполнительного органа или главным бухгалтером лизинговой компании.
Впервые появилось понятие «бенефициарный владелец». Им считается физическое лицо, которое прямо или косвенно владеет (имеет преобладающее участие более 25% в капитале) клиентом – юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента (ст. 3 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»).
При этом на банки возложена обязанность ежегодно (в некоторых случаях чаще) обновлять сведения о бенефициарных владельцах.
Таможенное законодательство
В таможенном законодательстве есть понятие «уполномоченный экономический оператор» (УЭО). Это юридическое лицо, осуществляющее ввоз товаров в РФ для использования в производственной и иной предпринимательской деятельности и вывоз товаров из РФ, включенное в реестр уполномоченных экономических операторов (ст. 85 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»). УЭО имеет право на получение специальных упрощений.
После вступления в силу Закона № 134-ФЗ такие упрощения не предоставляются, если УЭО осуществляет ввоз каких-либо товаров, отправителем или продавцом которых выступает офшорная компания. Такое же последствие возникает, если УЭО будет замечен в оплате товаров через офшорные зоны. Нововведения закреплены в ч. 12 ст. 86 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».