В рамках кампании по снижению количества дорожно-транспортных происшествий и повышению культуры вождения законодатель решил значительно ужесточить ответственность почти за все нарушения правил дорожного движения. Достаточно сказать, что раньше максимальный штраф составлял 5000 руб., теперь – 50 000 руб. К каким санкциям и за какие действия должны быть готовы нарушители?
С 1 сентября 2013 г. увеличены штрафы почти по 60 видам нарушений правил дорожного движения. Именно таким образом законодатель решил повысить уровень культуры поведения на дорогах. Причем нововведения затронули не только водителей, но и прочих участников движения – пассажиров, пешеходов. Для так называемых рецидивистов, то есть лиц, совершивших правонарушение повторно, вводится повышенная ответственность. При этом впервые предусмотрено совмещение одновременно таких наказаний, как административный штраф и лишение права управления транспортным средством. Ну а чтобы вернуть свои права… придется вновь сдать экзамен.
Федеральный закон от 23.07.2013 № 196-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон № 196-ФЗ) опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 24 июля 2013 г. Он вступил в силу 1 сентября 2013 г.
Между тем, как это ни удивительно, Закон № 196-ФЗ содержит и ряд положений, которые смягчают и даже отменяют ответственность за отдельные правонарушения. При этом согласно ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу. В связи с этим уже с 24 июля 2013 г. Закон № 196-ФЗ применяется в части вводимого к ст. 12.8 КоАП РФ примечания и исключения ч. 1 из ст. 12.9 КоАП РФ. То есть с этой даты фактически отменено так называемое «нулевое промилле» для водителей и сняты санкции за превышение скорости движения менее чем на 20 км/ч.
Однако на этом законодательные смягчения заканчиваются.
Нетрезвое вождение
По статистике самое большое количество ДТП происходит по вине пьяных водителей. Поэтому-то и битва за отмену «нулевого промилле» велась нешуточная. Против данной инициативы выступали не только депутаты Госдумы, но и члены Правительства, что, в принципе, довольно предсказуемо. Ведь «нулевой промилле», полностью исключающий наличие алкоголя в крови у водителей, был введен, когда Президентом был Дмитрий Медведев, который сейчас возглавляет Кабинет Министров.
В то же время практика показала, что сотые доли промилле могут быть зафиксированы прибором по самым разным причинам, которые совершенно не связаны с употреблением алкоголя. То есть водители рисковали остаться без прав, выпив на дорожку кваса или кефира или почистив зубы неудачной пастой.
Поворот, как водится в нашей стране, связан с позицией главы государства. В ходе прямой линии Владимира Путина с россиянами, прошедшей 25 апреля 2013 г., судьбу допустимых промилле за рулем Президент отдал на откуп экспертам Росстандарта. Те, в свою очередь, подтвердили, что приборы действительно могут иметь существенную погрешность, и, чтобы ее нивелировать, определили порог в 0,16 миллиграмма на литр выдыхаемого воздуха.
Промилле – единица измерения, равная одной тысячной доле. Алкотестерами измеряется содержание алкоголя выдыхаемого воздуха: 0,3 промилле в крови равно 0,15 мг/л в воздухе; 0,336 промилле в крови – 0,16 мг/л в воздухе.
Отметим, что отмена «нулевого промилле» отнюдь не означает, что теперь водители могут перед поездкой, что называется, принять на грудь. Употребление веществ, вызывающих алкогольное или наркотическое опьянение, либо психотропных или иных вызывающих опьянение веществ, категорически запрещено. Однако в примечании к ст. 12.8 КоАП РФ теперь сказано, что административная ответственность наступает только в случае установленного факта употребления вызывающих алкогольное опьянение веществ, «который определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, а именно 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха, или в случае наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека».
В то же время помимо указанного послабления Закон № 196-ФЗ значительно усиливает ответственность за управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения или отказавшимся от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (см. Таблицу 1). Более того, теперь предусмотрено совмещение одновременно таких наказаний, как административный штраф и лишение прав.
Таблица 1. Ответственность за «пьяную» езду
Если водитель был лишен прав за нетрезвую езду до вступления в силу Закона № 196-ФЗ, при этом в момент нарушения у него в выдохе было зафиксировано не более 0,16 мг/л алкоголя, права ему должны вернуть.
Тише едешь – дальше будешь
Ответственность за превышение установленной скорости движения предусмотрена в ст. 12.9 КоАП РФ. До сих пор минимальный штраф для любителей погонять в соответствии с данной нормой составлял 100 руб. Он взимался с тех, кто превысил скоростной режим на 10-20 км/ч. Как уже было сказано, с 24 июля 2013 г. подобное нарушение стало простительным. То есть штраф за него платить не придется. Зато для любителей более быстрой езды санкции значительно ужесточились (см. Таблицу 2).
Таблица 2. Ответственность за превышение скорости
В начале августа текущего года вступило в силу постановление Правительства РФ от 23.07.2013 № 621 «О внесении изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации». Поправки предполагают, что по решению владельцев автомобильных дорог для легковушек и грузовиков с разрешенной максимальной массой не более 3,5 т может быть установлена максимальная скорость в 130 км/ч на дорогах, обозначенных знаком 5.1 «Автомагистраль», и в 110 км/ч на дорогах, обозначенных знаком 5.3 «Дорога для автомобилей». В то же время необходимо учитывать, что само по себе наличие таких знаков на дороге не означает, что по ней можно двигаться со скоростью 130 и 110 км/ч соответственно. Для этого требуется наличие дополнительного знака 3.24 «Ограничение максимальной скорости».
Бесправные водители
С 1 сентября 2013 г. при совершении на дороге правонарушения, за которое предусмотрено лишение прав, «гаишники» больше не будут изымать водительское удостоверение на месте. Соответственно, никаких временных разрешений на управление выдаваться не будет. Теперь права должен сдать сам провинившийся водитель в течение трех дней с момента вступления в силу соответствующего решения суда.
Сразу оговоримся, что затягивать с этим делом не стоит. Во-первых, тем самым будет продлен срок лишения прав. Во-вторых, в этот период желание «порулить» может стать слишком дорогим удовольствием. За такое правонарушение предусмотрен штраф в размере 30 000 руб. либо арест до 15 суток или обязательные работы от 100 до 200 часов. Для сравнения: до 1 сентября текущего года в качестве наказания для «лишенцев» предусматривался арест до 15 суток, а те, кто не подлежит аресту, уплачивали штраф в размере 5000 руб. Как раньше, так и сейчас, подобные нарушения влекут еще и задержание транспортного средства.
Кстати, теперь забывать права дома, равно как и передавать руль водителю, у которого с собой нет прав, станет накладно (см. Таблицу 3).
Таблица 3. Ответственность за управление без прав
Порядок возврата прав
Говоря о лишении прав, нельзя не отметить еще одно ноу-хау Закона № 196-ФЗ. Статья 32.6 КоАП РФ дополнилась частью 4.1, согласно которой возврат водительских удостоверений всем водителям, которые были лишены права управления, будет осуществляться только после проверки знания ими правил дорожного движения. Более того, в случае лишения прав за управление транспортным средством в состоянии опьянения и отказ от медицинского освидетельствования на состояние опьянения дополнительно придется проходить внеочередное медосвидетельствование. То есть без медсправки права не вернут.
Опасные маневры
Жизнь устроена так, что мы все время куда-то спешим. В ряде случаев разогнаться на дороге не представляется возможным, поэтому водители объезжают пробки по обочинам, осуществляют опасные маневры, проезжают на красный свет, игнорируют дорожные знаки и разметку, останавливаются там, где это делать запрещено, и т.п. Все эти действия также зачастую приводят к дорожно-транспортным происшествиям. И ответственность за эти нарушения Законом № 196-ФЗ усилена, в первую очередь для рецидивистов (см. Таблицу 4).
Таблица 4. Ответственность за нарушение правил поведения на дороге
Вред здоровью
Разумеется, все вносимые поправки в КоАП РФ направлены на то, чтобы кривая ДТП пошла на спад. Особенно это касается аварий, в которых страдают люди. Поэтому интерес представляют санкции, которые должны приучить водителей быть аккуратными на дороге (см. Таблицу 5).
Таблица 5. Ответственность за причинение вреда здоровью
Спецсигналы
Правила дорожного движения обязывают водителей уступать дорогу транспортным средствам с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом. Создавать помехи нельзя и транспортным средствам, имеющим нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, с включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом.
В то же время практика показала, что подобные «мигалки» нередко устанавливаются незаконно. А это влечет административную ответственность (см. Таблицу 6).
Таблица 6. Ответственность за незаконную установку спецсигналов
Другие правонарушения
Нет ничего удивительного в том, что Закон № 196-ФЗ ужесточил ответственность за многие другие нарушения в области дорожного движения (см. Таблицу 7).
Таблица 7. Ответственность за другие распространенные правонарушения
Надо сказать, что столь кардинальным изменениям «дорожная» глава 12 КоАП РФ не подвергалась уже очень давно. Это сравнимо разве что с изменениями, внесенными в КоАП РФ в 2007 г. Тогда законодатели пошли на увеличение штрафных санкций для снижения количества аварий на дорогах. Закон № 196-ФЗ по факту продолжил эту традицию. Причем новые штрафы, возможно, все же заставят водителей, перед тем как нарушить ПДД, задуматься, а стоит ли оно того?
Пешеходы, пассажиры, велосипедисты
В завершение отметим, что Закон № 196-ФЗ, помимо прочего, усилил ответственность за нарушение ПДД и для других участников движения, таких, как пешеходы, пассажиры, велосипедисты и водители мопедов.
Так, за нарушение правил дорожного движения пешеходом или пассажиром авто будет взиматься штраф не 200 руб., как ранее, а 500 руб. Водителям мопеда и велосипедистов это «удовольствие» обойдется в 800 руб. (ранее – 200 руб.), а если правонарушение будет совершено в состоянии опьянения, то размер штрафа составит уже 1000–1500 руб. (ранее – 300–500 руб.).