• Журнал «Делопроизводство и документооборот на предприятии» декабрь 2013
  • Рубрика Современное делопроизводство

Российские стандарты по управлению документами, разработанные на основе международных документов:
краткий обзор

Окончание статьи, начало в № 11’ 2013

Автор статьи имеет опыт разработки российской адаптации международных стандартов, которые у нас регистрируются как стандарты серии Р ИСО, а также опыт внедрения требований международных стандартов ИСО в практику. Предлагаем обзор действующих стандартов Р ИСО, которые стоит изучить сотрудникам службы делопроизводства и специалистам в области информационных технологий для улучшения взаимопонимания и взаимодействия. Рассматриваются цели, задачи, структура и основные требования действующих стандартов серии Р ИСО.


ГОСТ Р ИСО 22310-2009 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Информация и документация. Руководство для разработчиков стандартов, устанавливающих требования к управлению документами».

В ГОСТе Р ИСО 22310-2009 принципы, структура и требования к управлению документами рассматриваются в аспекте совместимости любых стандартов, в которых могут содержаться требования к созданию, использованию и управлению документами, с требованиями базового стандарта ИСО 15489. Предназначен он для всех организаций – членов ИСО, которые устанавливают требования к управлению документами в национальных стандартах, в том числе специальных. Цель данного стандарта – закрепить единую методическую основу для всех организаций, которые занимаются разработкой новых стандартов по управлению документами (или модернизируют действующие), обеспечить последовательное внедрение, развитие и совершенствование требований стандарта ИСО 15489 и, в конечном итоге, заложить основы для совместимости, взаимосвязи и гармонизации требований всех разрабатываемых стандартов по управлению документами. Помимо гарантии взаимодействия стандартов, ГОСТ Р ИСО 22310 закладывает основы для «выравнивания» функциональных требований ко всем системам управления документами (информационным системам), чтобы их разработчики (компании-подрядчики) смогли подтверждать их «уровень зрелости» и степень соответствия требованиям стандартов по управлению документами.

Объектом стандартизации являются организационные основы создания/проектирования процессов управления документами, которые должны быть установлены в национальных стандартах. Предмет – требования к документам по ИСО 15489-1, подлежащие обязательному учету при разработке стандартов по управлению документами, среди них:

  • создание документов (документирование);
  • хранение документов;
  • доступ;
  • обеспечение сохранности и использование;
  • требования к системам управления документами (информационным системам);
  • требования к инструментам (метаданные) и процедурам управления документами.

Все требования к управлению документами в конкретной отрасли должны быть согласованы и совместимы с основополагающими требованиями к управлению документами (ИСО 15489). Во всех стандартах должны быть четко обозначены основные требования и дополнительная отраслевая специфика (например, в стандартах по предметной области «Информационные технологии» и т.п.), причем при оформлении стандартов необходимо, чтобы отраслевая специфика в тексте выделялась шрифтом.

В структуре ГОСТа Р ИСО 22310-2009 выделены общеметодические разделы (область применения, нормативные ссылки, термины и определения) и 3 основных тематических раздела:

Вы видите начало этой статьи, чтобы читать всё


на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.
за 300 руб.

  нет голосов

Тематика:

Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы

Вниманию тех, кто оформил подписку через ООО «Межрегиональное агентство подписки» (ООО «МАП»): важная информация для вас размещена здесь.

Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.