Top.Mail.Ru

Изучаем порядок специальной оценки условий труда

С 1 января 2014 года аттестацию рабочих мест заменила специальная оценка условий труда. О том, кто должен ее проводить, для чего и что грозит коммерсанту за игнорирование этой обязанности, узнаете из статьи.

С 1 января 2014 года вступило в силу большинство положений Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ). Суть документа в том, что вместо аттестации рабочих мест все работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда. Выясним, на кого распространяются положения законодательства о специальной оценке условий труда, и расскажем об особенностях проведения этой процедуры.

До 2014 года работодатели были обязаны проводить аттестацию своих рабочих мест. Эта обязанность предусматривалась ст. 212 ТК РФ.

Аттестацию проводили, чтобы оценить условия труда на рабочих местах и выявить вредные и (или) опасные производственные факторы. Результаты аттестации использовались, например, при заполнении отчетности в соцстрах (расчет по форме № 4-ФСС). Чиновники фонда учитывали сведения об аттестации и предоставляли скидки к тарифу взносов «по травматизму» или же, наоборот, устанавливали надбавки.

Коммерсанты были обязаны проводить аттестацию не всех рабочих мест, а только тех, на которых выполнение трудовых функций могло причинить вред здоровью и жизни сотрудников (п. 2 и 4 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н). Например, можно было не аттестовывать некоторые рабочие места сотрудников, чья трудовая функция была связана с работой на компьютерах (п. 4 указанного Порядка).

Однако с 1 января 2014 года такого понятия, как «аттестация рабочих мест», больше не существует. Оно исключено из ТК РФ. С этого года вместо аттестации рабочих мест работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда. Сразу скажем, что изменилось не только название, но и суть проводимых процедур.

Что такое спецоценка

Специальная оценка условий труда – это комплекс мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1 ст. 3 Закона № 426-ФЗ).

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (ч. 2 ст. 3 Закона № 426-ФЗ).

Какие рабочие места подлежат оценке

Специальной оценке подлежат все рабочие места. Ее нужно проводить независимо от того, существуют на рабочем месте источники опасности или нет. Специальную оценку можно не проводить только в отношении условий труда надомных и дистанционных сотрудников, а также работников, занятых у физлиц, которые не являются предпринимателями (ч. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ).

К сведению

Никаких исключений для офисных работников Закон № 426-ФЗ не предусматривает. Поэтому специальную оценку, по всей видимости, потребуется проводить в отношении всех офисных рабочих мест. Ранее чиновники также считали, что если работник больше половины рабочего времени проводит за компьютером, то такие рабочие места подлежат аттестации (письмо Минтруда России от 08.04.2013 № 15-1-859).

Когда проводить спецоценку

Если до 1 января 2014 года в отношении рабочих мест была проведена аттестация, то ее результаты действительны в течение пяти лет со дня ее завершения. В этот период спецоценку можно не проводить.

Что же до общих сроков проведения специальной оценки условий труда, то ее требуется проводить не реже, чем один раз в пять лет.

Однако законодатели предусмотрели несколько случаев, когда работодатель обязан провести спецоценку внепланово. К ним относятся (ст. 17 Закона № 426-ФЗ):

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Если сотрудник заболел…

Сотрудник принес после болезни коммерсанту больничный листок. На его основании нужно рассчитать сумму пособия за все дни болезни. Что делать, если в расчетном периоде сотрудник менял работу? Как возместить пособие за счет средств фонда и не ошибиться при заполнении раздела больничного листа? Каков порядок уплаты налогов?

Частые вопросы об оплате неиспользованных отпусков

Практика показывает, что спорных ситуаций, с которыми сталкивается предприниматель, при выплате компенсации за неиспользованный отпуск очень много. Рассмотрим наиболее интересные из них и расскажем, когда платить компенсацию надо, а когда делать этого не нужно.

Как вывести вруна на чистую воду?

Страдать от чужого вранья очень неприятно. Но всем нам регулярно приходится примерять на себя роль обманутого, ведь, по данным научных исследований, врут все. Разница лишь в том, что некоторые делают это постоянно, а другие – время от времени. Поэтому отличать ложь от правды – одно из главных умений, которым должен овладеть каждый. Поговорим о том, с помощью каких признаков можно распознать вруна.

Работник отгулял отпуск «авансом», а затем уволился

Разберемся, что делать коммерсанту, если работник увольняется, так и не отработав использованные им дни отдыха. В частности, можно ли удержать эту сумму из окончательного расчета? Как быть, если 20% суммы расчета не хватило, чтобы погасить весь долг? Как рассчитывается излишек отпускных? Какие налоги нужно корректировать, а какие нет?

Работник отгулял отпуск «авансом», а затем уволился

Разберемся, что делать коммерсанту, если работник увольняется, так и не отработав использованные им дни отдыха. В частности, можно ли удержать эту сумму из окончательного расчета? Как быть, если 20% суммы расчета не хватило, чтобы погасить весь долг? Как рассчитывается излишек отпускных? Какие налоги нужно корректировать, а какие нет?

Отстранение от работы

Суть отстранения от работы заключается в том, что работодатель, в силу определенных причин, не допускает работника к исполнению его трудовых обязанностей или препятствует продолжению их исполнения, если работник уже приступил к ним. Трудовым кодексом РФ предусмотрен ряд оснований, обязывающих работодателя отстранить сотрудника от работы независимо от производственной необходимости, личных взаимоотношений или смягчающих обстоятельств. В то же время нередки случаи, когда работодатели злоупотребляют своим правом отстранения сотрудника от работы, используя его как меру для «подталкивания» работника к увольнению или изменению условий трудового договора. В данной статье мы начнем разговор о тонкостях проведения и оформления столь конфликтной кадровой процедуры, подробно остановившись на каждом из оснований для отстранения от работы, предусмотренных действующим законодательством.

Как взыскать перерасход ГСМ с водителя

Если деятельность индивидуального предпринимателя связана с автотранспортными услугами или для выполнения основной деятельности используются служебные автомобили, то не редки случаи, когда бизнесмен сталкивается со злоупотреблениями со стороны водителей. Некоторые из них используют служебный транспорт в личных целях, а кто-то – даже для того, чтобы подработать. При этом предприниматель несет значительные расходы на ГСМ. В случае выявления злоупотреблений предпринимателю стоит взыскать издержки с виновного лица. Однако если делать это через суд, то необходимо очень четко установить вину и правильно оформить необходимые документы. О том, как это сделать, читайте в статье.

Составляем письмо-отказ соискателю

Поговорим о том, как научиться грамотно отказывать кандидату, не подошедшему на определенную должность. Дадим рекомендации по составлению письма-отказа на стадии получения резюме, а также после собеседования, причем не одного, а нескольких.