Top.Mail.Ru
Главному бухгалтеру регулярно приходится общаться с генеральным директором. Отношения на этом уровне часто напряженные, а порой и драматические. Чтобы грамотно построить взаимодействие с начальством, нужно быть не только хорошим специалистом, но и довольно грамотным психологом. Разберемся, как ­понимать начальство с полуслова.

У многих руководителей есть иррациональные желания и страхи. Порой они мешают нормальным рабочим отношениям. Главному бухгалтеру нужно понимать психологию своего начальника и причины его поведения, чтобы общаться в конструктивном деловом ключе.

Тема отношений «начальник – подчиненный» неисчерпаема. Сколько об этом написано книг, снято фильмов и поставлено спектаклей! «Сказка о попе и работнике его Балде», «Служебный роман», «Дьявол носит Prada» – совершенно разные произведения, но они об одном и том же: как общаются руководители и подчиненные. Это настолько животрепещущая тема, что люди, собравшись в узком кругу, обсуждают своих директоров, руководителей, шефов, боссов вместо того, чтобы поговорить о чем-нибудь более насущном. Потому что отношения с начальством всегда сложны. Встречаются счастливчики, у которых все хорошо на работе, когда непосредственный начальник не нервничает, не ­самодурствует и ценит своих подчиненных. Но это, скорее, исключение.

Обычно люди жалуются на то, что начальник:

  • не может объяснить, чего на самом деле он хочет;
  • несправедливо наказывает;
  • сам совершает ошибки, за которые ругает подчиненных;
  • излишне эмоционален и агрессивен и пр.

Главному бухгалтеру обычно приходится общаться с самым главным начальником организации – директором. Отношения на этом уровне часто напряженные, а порой и драматические. Чтобы грамотно построить взаимодействие с начальством, нужно быть не только хорошим специалистом, но и довольно грамотным психологом. Поэтому начнем с ­психологии.

Почему сложно общаться с начальниками?

«Семейная» причина

Говорят, что все мы родом из детства. Психологи считают, что человек лучше адаптируется в обществе и ориентируется в иерархических отношениях, если он рос в благополучной семье. Именно тогда, начиная с раннего детства, он учится подчиняться и приказывать, договариваться и заявлять о своих потребностях.

Маргарет Мид, знаменитая американская исследовательница и антрополог, изучавшая семейные отношения и развитие детей в различных культурах, пришла к выводу, что гармоничная семья – та, в которой отец зарабатывает деньги и несет ответственность за ее благополучие.

Так сложилось еще в первобытном обществе. Мужчина, будучи физически сильным, мог «добыть» больше пищи, ведь раньше еду нельзя было купить в супермаркете, ее нужно было сначала долго догонять, сражаться с риском для жизни и убивать. Этим, кстати, отчасти объясняется и более высокая агрессивность сильного пола. Помимо физических возможностей мужчинам не надо «отвлекаться» на рождение и воспитание детей. Это говорит в пользу того, что основная функция отца в семье – добывающая. Человек, который обеспечивает своих детей, обладает авторитетом и властью. Он может наказывать и награждать, поощрять, управлять, поскольку именно от него зависит выживание всей семьи.

Дети, выросшие в семье, где отец выполняет свои семейные функции, лояльно относятся к власти и руководству. Уже став взрослыми, они понимают, что в обмен на финансовую поддержку должны выполнять указания начальника. Процесс подчинения одного человека другому – естественен и закономерен, когда один имеет больше ответственности и полномочий, а другой подчиняется его воле.

Ситуация меняется, когда мужчина в семье не может выполнять своих функций, т.е. не способен заработать достаточно денег. Бремя ответственности ложится на женщину, она вынуждена много трудиться ради выживания детей. «Управленческая» функция мужчины остается не ­подкрепленной реальной заботой о семье.

Кроме того, в некоторых семьях сами женщины привыкли брать на себя мужские функции, «отбирая» у сильного пола власть. Во многом это связано с тем, что в нашей стране большое количество неполных семей – мужчин меньше, чем женщин, поэтому их «берегут» и опекают с самого детства.

И здесь возможны два варианта. Вариант первый. Мужчина становится деспотом – психологически подавляет жену и...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Сказка ложь, да в ней намек: новогодние размышления о коллегах

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что люди живут, в сущности, как в сказке? Возьмем обычную ситуацию – устройство на работу. Ведь мы, подобно Илье Муромцу, стоящему перед камнем на распутье, выбираем свою судьбу. «Налево пойдешь – денег заработаешь, направо – карьеру сделаешь, а прямо пойдешь – и того и другого лишишься». Люди, которых мы встречаем на своем жизненном пути, тоже ведут себя подобно героям народных сказаний. Есть среди них и лихие Соловьи-разбойники из налоговой, и Иванушки-дурачки из отдела продаж, креативные, но все время забывающие, какие документы нужно принести в бухгалтерию от новых клиентов, и Марфы-искусницы, способные быстро составить баланс, и даже чудища из ИТ-отдела – страшные и говорящие на непонятном языке, но глубоко внутри очень добрые и делающие много хороших и полезных вещей. Что ж, посмотрим, какие персонажи встречаются в бухгалтерии.

Как жить среди сплетен и слухов: пособие для бухгалтера

В бухгалтерии накал страстей, так же как и в других подразделениях, бывает нешуточным. Чтобы сохранять оптимальный уровень работоспособности, выполнять задания и после работы радоваться жизни, надо уметь противостоять сплетням и слухам. Посмотрим, почему коллектив начинает сплетничать, а также как поступить, если вы стали объектом обсуждений.

Как бухгалтеру вести себя на совещаниях

Чем общение нескольких человек отличается от разговора один на один? На первый взгляд, ничем. Но в совещаниях есть определенная специфика. Когда человек в группе, он ведет себя иначе. Причем его поведение отличается не количественно (больше говорит, размахивает руками или улыбается), а качественно – то есть он делает то, что в одиночку не сделает. Расскажем о психологических эффектах совещаний, а также рекомендациях по поведению исходя из особенностей группового общения.

Что такое процессный подход и для чего он нужен бухгалтеру

Нужно ли бухгалтеру разбираться в работе предприятия? На первый взгляд – необязательно. Достаточно, если он хорошо знает свой участок работы. Однако бухгалтерия осуществляет контрольные функции на предприятии и плотно работает с руководством организации, поэтому ее сотрудникам просто необходимо понимать принципы, по которым работает бизнес.

Как общаться с руководителем: пять табу и три совета

Общение с начальником редко бывает простым. Особенно остро вопрос отношений с начальством стоит для главного бухгалтера. Даже если работать на «удаленке», контактов с руководителем все равно не избежать, а это значит, что будут периоды взаимного непонимания и конфликтов. Тем не менее если знать, как себя вести, то работу в организации можно сделать вполне сносной. Автор дает рекомендации о том, что нельзя говорить категорически, а также на что обращать внимание в разговоре с начальством.

Особенности работы с партнерами из Республики Корея

Международный деловой язык общения единообразен во всем мире. Однако у каждой страны есть свои особенности. У стран Восточной Азии он довольно сильно отличается от европейского. Об особенностях работы в компании в Республике Корея, а также как взаимодействовать с партнерами из этой страны нам рассказала сотрудница Торгового отдела при посольстве Республики Корея в Москве (KOTRA) Варвара Платонова.

Как искать работу бухгалтеру

Как и где лучше искать работу? Этим вопросом задаются если не все, то очень многие. Кажется, что в век интернета и поголовной мобильной телефонии найти работу не такое уж сложное дело. Однако реальность утверждает обратное. Многим знакомо неприятное чувство, когда отправляешь резюме работодателю, а в ответ долгая (порой на пару месяцев) тишина. Автор рассказывает, где бухгалтеру лучше всего искать работу, как составить резюме и пройти собеседование.

Симпатии и антипатии: как бухгалтеру управлять отношениями в коллективе

Любому руководителю, и главбуху в том числе, важно понимать, в чем причины того или иного отношения людей друг к другу. Воспитание, внешняя привлекательность, профессиональная и социальная компетентность и даже везение могут быть основой как для неприязни, так и симпатии. Причем бухгалтеру нужно научиться влиять на вектор отношений между людьми, используя различные приемы.