• Журнал «Делопроизводство и документооборот на предприятии» декабрь 2014
  • Рубрика Современное делопроизводство

Визуализация электронной подписи:
отечественные и зарубежные подходы

  • 0 комментариев
  • 60 просмотров
Полистать демо-версию печатного журнала
Визуализация электронных подписей на документе позволяет его читателю понять, кто и когда подписал документ (либо визировал его, утвердил, заверил копию и т.п.). Визуализировать можно по-разному. Мы предлагаем вам ознакомиться не с ­теоретическими изысканиями, а с анализом сложившейся практики: как это начали делать отечественные банки, как сейчас это делается на сайте госзакупок, что придумали в Минкомсвязи РФ, в Роскомнадзоре, в правительстве Санкт-Петербурга, для нотариального удостоверения равнозначности электронного документа ­документу на ­бумажном носителе. Кроме того, мы знакомим вас с европейским ­опытом.


Кому и зачем нужна визуализация электронной подписи?

С самого начала стоит отметить, что визуализация электронной подписи нужна не всем. Тем, для кого уже привычна и не вызывает никаких проблем работа в электронных системах, позволяющих проводить проверку электронных подписей, такая визуализация, возможно, и не понадобится. С другой стороны, в нашей стране сейчас сложился смешанный документооборот, и, когда электронный документ попадает в руки тех, кто привык работать на бумаге, то отсутствие привычной информации о подписи создает определенные проблемы.

Визуализация требуется работающему с визуальным или бумажным представлением электронного документа пользователю, которому нужны представленные удобным образом сведения о том, кто и когда подписал документ. При этом важно:

  • не только дать информацию о том, что документ подписан электронной подписью,
  • но и указать намерение подписанта, поскольку наличие подписи может означать совершенно разные вещи: утверждение документа этим лицом или его заверение, согласование, визирование, ознакомление с ним и т.д.;
  • также для эффективной работы с электронным документом важна информация о результате проверки электронной подписи (корректна ли она).

Отсутствие перечисленной информации в легко воспринимаемом виде мешает эффективно работать с документами. Это можно продемонстрировать на примере государственных контрактов, заключенных в электронном виде и размещенных на сайте госзакупок (http://zakupki.gov.ru)1. В Едином реестре государственных и муниципальных контрактов содержится не только информация о них, но и тексты самих контрактов:

  • если контракт подписан на бумаге, то в реестре размещается его отсканированная копия в формате PDF (показана на Рисунке 1);
  • если же контракт подписан в электронном виде, то его текст в формате DOC также размещается в реестре (Рисунок 2). Но в этом случае в документе отсутствует информация о дате заключения контракта и не понятно, кто на самом деле его подписал. То, что мы видим, трудно назвать даже полноценной копией.
    Заинтересованные в исполнении контракта стороны, конечно, могут закрыть глаза на эти «мелочи», однако в случае необходимости предоставить такой документ или его копию третьим сторонам (таким, как контролирующие органы, суды и т.п.) могут возникнуть осложнения, поскольку те не склонны верить на слово в то, что это надлежащим образом подписанный документ.
Рисунок 1

Визуальное представление контракта на сайте госзакупок в случае его подписания на бумажном носителе

СвернутьПоказать
Рисунок 2

Визуальное представление контракта на сайте госзакупок в случае его подписания в электронном виде по итогам электронного аукциона

СвернутьПоказать
Рисунок 3

Раздел «Документы» в карточке государственного контракта

СвернутьПоказать
Рисунок 4

Информация о подписях

СвернутьПоказать

Как вы понимаете, оставить документ в таком виде, как показано на Рисунке 2, нельзя. К этому явно нужно «что-то добавить».

После заключения контракта в электронном виде и размещения его в Едином реестре государственных и муниципальных контрактов в разделе «Документы» появляется информация о неких электронных подписях. Так, при размещении информации о государственном контракте № 01161000044130001062 в разделе «Документы» виден знак, отмеченный зеленой «галочкой» (на Рисунке 3 обозначен «!»). При наведении на него курсора появляется комментарий: панель «Подписи» содержит информацию о подписях (Рисунок 4), однако не сообщается ни о том, какие документы были подписаны, ни с какой целью. При этом в самом тексте контракта (Рисунок 2) указана фамилия руководителя организации, который якобы его подписал. О каждой подписи дана следующая информация (Рисунок 4):

  • результат проверки подписи (однако не сообщается, когда была осуществлена проверка);
  • дата подписания документа;
  • Ф.И.О. и должность сотрудника, подписавшего документ;
  • организация-заказчик, в которой данный сотрудник работает;
  • кроме того, предоставляется возможность увидеть дополнительные сведения о конкретной электронной подписи, используя активную ссылку «Посмотреть ЭП», а также «криптографическую квитанцию» каждой подписи.

В приведенном на Рисунке 4 примере одна из подписей обозначена как недействительная и помечена знаком «Подпись неверна». Интересно, как, по мнению создателей сайта, в таком случае пользователь должен оценивать достоверность данного документа в целом? Попробуем с этим разобраться.

В криптографической квитанции (Рисунок 5) содержится более детальная информации о подписи, но опять же не ясно, что именно ею было подписано. Здесь есть важная информация о том, что на момент получения документа (31.12.2013 в 04:55:25) была проведена проверка электронной подписи с результатом «Подпись верна» (это для той самой подписи, которая на Рисунке 4 визуализирована как недействительная!).

И только после изучения содержимого вкладки «Журнал событий» (показан на Рисунке 6) можно, наконец, понять, что подписан был не контракт, а опубликованная на официальном сайте информация о нем. Обращает на себя внимание и то, что время события в данной вкладке указано иное (с разницей в 6 часов).

Рисунок 5

Криптографическая квитанция

Вы видите 20% этой статьи, чтобы читать всё


на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.
за 300 руб.


Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы

Вниманию тех, кто оформил подписку через ООО «Межрегиональное агентство подписки» (ООО «МАП»): важная информация для вас размещена здесь.

Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.