В этом номере журнала мы рассматриваем скромные изменения архивного законодательства, ситуацию с созданием государственных электронных архивов и состояние методического обеспечения нашей отрасли, в т.ч. планы по его изменению в 2015 году.
Изменения в архивном законодательстве
На фоне многочисленных перемен в законодательстве по различным вопросам успехи в совершенствовании законодательства об архивном деле выглядят весьма скромно.
Самым крупным достижением 2014 года стало законодательное закрепление правомочности разработки и утверждения «Перечня документов, образующихся в процессе деятельности кредитных организаций, с указанием сроков хранения». Федеральный закон от 04.10.2014 № 289-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дополнил статью 23 закона об архивном деле частью 11 следующего содержания:
Фрагмент документа
Федеральный закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации»
Статья 23. Обязанности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций по комплектованию государственных и муниципальных архивов архивными документами
Федеральный закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации»
Статья 23. Обязанности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций по комплектованию государственных и муниципальных архивов архивными документами
...11. Специально уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти утверждает совместно с Центральным банком Российской Федерации (Банком России) перечень документов, образующихся в процессе деятельности кредитных организаций, с указанием сроков хранения указанных документов и утверждает инструкцию по применению этого перечня.
Уточнено (часть 3 статьи 6), что теперь специальный уполномоченный орган утверждает не только перечни архивных документов, но и «инструкцию по применению этих перечней». Это достаточно серьезное изменение, поскольку, например, «Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения» был утвержден приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558 без раздела «Указания по применению» именно по той причине, что его наличие не было предусмотрено законодательством.
Еще одним, при этом весьма спорным «достижением» стала разработка законопроекта № 623267-6 «О внесении изменений в Федеральный закон “Об архивном деле в Российской Федерации”», который, по мнению его инициаторов, позволит «сократить расходы на содержание кадровых документов в государственных и муниципальных архивах, в архивах органов государственной власти и местного самоуправления, в организациях независимо от формы собственности». Законопроектом предполагается сократить сроки временного хранения документов по личному составу, созданных после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования» (т.е. документы, созданные после 2003 года), с 75 лет до 20 лет.
Можно согласиться с тем, что жестко держаться за 75-летний срок хранения, действительно, не имеет смысла в случае, если будет доказано практикой, что Пенсионный фонд в полной мере обеспечивает сохранность информации о пенсионных правах российских граждан в электронном виде. К сожалению, пояснительная записка к законопроекту подготовлена в худших традициях российской бюрократии – в ее основе лежат взятые с потолка «мысли», а не данные объективного мониторинга потоков запросов в государственные архивы о подтверждении пенсионных прав по документам, созданным после 2003 года. В пояснительной записке приводятся данные только о том, на сколько сократятся затраты архивов на хранение документов по личному составу. Ее авторам и в голову не пришло подумать о рисках для социальной стабильности страны, негативные последствия которых могут мгновенно перечеркнуть всю эту «экономию»:
Фрагмент документа
Пояснительная записка к проекту Федерального закона № 623267-6 «О внесении изменений в Федеральный закон “Об архивном деле в Российской Федерации”» 1
В государственных и муниципальных архивах хранится около 17 млн. дел по личному составу, созданных после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, которые по действующему законодательству следует хранить 75 лет.
Ежегодно на хранение принимается около 1,5 млн. дел. Стоимость хранения одного дела в ценах 2013 года – 40 рублей.
Если документы, созданные, например, в 2000 году, будут храниться в государственных и муниципальных архивах 75 лет (как это предусмотрено действующим законодательством), то затраты на их хранение по ценам 2013 года составят 4,5 млрд. рублей. Если срок их хранения будет сокращен до 20 лет, то затраты составят 1,2 млрд. рублей.
Кроме этого, в случае уничтожения по результатам экспертизы ценности документов, созданных начиная с 2000 года, ежегодно до 1,4 млн. дел, с 2016 года ежегодно будут освобождаться от документов площади архивохранилищ в объеме 2,3 тыс. кв. м. Это позволит ежегодно принимать на хранение более 900 тыс. дел постоянного хранения.
Миллиарды, конечно впечатляют, но не стоит забывать о том, что до 2023 года (это будет первый год, когда можно будет законно провести уничтожение документов по личному составу в соответствии с предложенными поправками) никакого освобождения площадей не предвидится ни в государственных, ни в ведомственных архивах. За это время пенсионное законодательство еще не раз может претерпеть изменения. А тем временем обязательно найдутся руководители, которые воспользуются сокращением сроков хранения в качестве повода для уничтожения кадровых документов, и что им будет грозить за ошибочную интерпретацию положений законодательства – неизвестно.
С моей точки зрения, непродуманные действия в отношении документов, подтверждающих пенсионные права граждан, могут нанести стране гораздо более существенный политико-экономический ущерб, чем все санкции против России вместе взятые. Этот вопрос следовало бы дополнительно изучить и вынести на широкое общественное обсуждение. Возможно поэтому законопроект движется не самым быстрым образом к своей заветной цели стать законом: он был внесен в Госдуму РФ 15 октября 2014 года, первое чтение прошел 23 января 2015 года, на этом пока все.
Вопрос о создании государственных электронных архивов опять повис в воздухе
К сожалению, в плане решения вопроса об организации архивного хранения электронных документов куда больше усилий было предпринято в последнее время Минкомсвязи, чем тем федеральным органом государственной власти, на который официально возложена ответственность за регламентацию работы с архивными документами.
24 марта 2014 года в Минкомсвязи состоялось заседание рабочей группы технических экспертов при Экспертном совете по вопросам совершенствования электронного документооборота в органах государственной власти, на котором прошло первое обсуждение проекта Концепции...