• Журнал «Делопроизводство и документооборот на предприятии» сентябрь 2015
  • Рубрика Формула успеха

Оптимальное поведение менеджеров: мифы и реалии

  • 0 комментариев
  • 43 просмотра
Полистать демо-версию печатного журнала
Попробуем прикоснуться к неписаным правилам поведения эффективных управленцев, которые знают о человеческой душе нечто большее, чем остальные. Хотя она все равно остается «загадкой за семью печатями», окутанной мифами. Мы расскажем вам о том, чего вы не найдете в западных учебниках по ­управлению персоналом.


Вам вряд ли удастся найти должностную инструкцию, в которой было бы четко прописано поведение менеджера с учетом всех профессиональных и человеческих особенностей. Управленец «рулит» не бизнес-процессами, а людьми, которые влияют на эти бизнес-процессы. Потому он должен глубоко понимать человеческую природу, а это уже искусство, в котором совершенствоваться можно бесконечно. И не случайно в советские и перестроечные годы лучших выпускников философских факультетов активно приглашали на работу в партийные структуры и КГБ.

Зачем нам правила?

Сейчас в России плановую экономику, разрушенную во времена перестройки, пытаются заменить иностранными, суррогатными моделями ведения бизнеса, совершенно не адаптированными к нашей ментальности. Отечественные купеческие традиции были сметены революционными преобразованиями и позднее всячески дискредитировались, как мещанские, потому приходится признать их уничтожение на корню. Бессмысленно пытаться восстановить именно их, сам мир изменился, ­потому строить нужно что-то новое.

Пример 1
СвернутьПоказать

Например, «купеческое слово» базировалось на том, что большинство контактирующих людей «знали друг друга, а если и не знали, то слышали». И когда человек не держал своего слова, то в купеческой среде об этом узнавали и долго помнили, потому не хотели иметь с ним дело. Более того, помнили не только поступки человека, но и его отца, деда и т.п. Честное слово – это еще и инструмент формирования доверия, без которого люди вместе бизнесом заниматься не станут, оно позволяло «экономить на юристах» и проще заключать сделки. Привычка ценить свое слово за много-много поколений так въелась в купцов, что это было для них уже естественным, глубоко укоренившимся качеством. Утерявших его купеческая среда выбрасывала во вне.

Законы этого «закрытого клуба» хорошо знал Островский и показывал в своих пьесах. Вот диалог из «Бесприданницы»:

Лариса (взглянув на Вожеватова):
- Вася, я погибаю!..

Вожеватов:
- Лариса Дмитриевна, уважаю я вас и рад бы... я ничего не могу.
Верьте моему слову!

Лариса:
- Да я ничего и не требую от тебя, я прошу только пожалеть меня.
Ну, хоть поплачь со мной вместе!

Вожеватов:
- Не могу, ничего не могу.

Лариса:
- И у тебя тоже цепи?

Вожеватов:
- Кандалы, Лариса Дмитриевна.

Лариса:
- Какие?

Вожеватов:
- Честное купеческое слово.

Сейчас в отсутствие собственной устоявшейся бизнес-традиции вакуум пытаются заполнить импортной корпоративной субкультурой. Китайские, американские и европейские компании сильно отличаются друг от друга. В них по-разному предлагают расти и развиваться менеджерам, разные предъявляются требования к внешнему виду, манере поведения, стилю ведения бизнеса и взаимоотношений в команде. Но недаром говорят: «Что русскому хорошо, то немцу смерть». Методики и принципы управления персоналом, должны учитывать менталитет «объекта» своего воздействия. А наше отличие от европейцев, американцев, китайцев и японцев ­существенное.

Пример 2
СвернутьПоказать

Во времена Петра I немецкие торговцы порой отказывались ехать в российскую глубинку с товаром без охраны, страх за свою жизнь основывался на непонимании наших традиций и устоев, а наша манера ведения торговых дел немцев повергала в шок. Чопорность, педантичность, немецкая аккуратность и порядок во всем испытывались на прочность. Миф о том, что с русскими невозможно торговать, был разрушен царем Петром с помощью компромиссных указов и предписаний, вводимых в торговое дело, чтобы «и волки были сыты, и овцы целы».

А фактически что мешало начать широкую торговлю? Разный менталитет, отсутствие доверия. Петр I начал формировать среду с понятными обеим сторонам правилами игры.

С похожей задачей сталкиваются современные менеджеры – нужно формировать правила игры, которые бы приняло большинство и которые бы сделали деловую среду жизнеспособной, а не деградирующей и саморазрушающейся.

Как соотносятся однокоренные слова «правило» и «править»? В правиле отражена закономерность, постоянное соотношение каких-либо явлений, причин и следствий. Менеджеры, понимающие правила, получают возможность править или управлять. Кстати, у слова «править» есть еще такие оттенки смысла, как исправлять, делать правильным.

На самом деле правила не придумываются, они заимствуются у Вселенной, разумеется, с теми субъективными поправками, которые ­привносит в них человек.

Пример 3
СвернутьПоказать

Внимательные инженеры уже много чего позаимствовали у природы. Например, прочность сотовой структуры и реактивный двигатель. Да, да, принцип его действия был замечен в опытах с простейшими (класс жгутиковых). Медузохлорис фиоле походит на медузу по типу передвижения: сдвигая сидящие по краям зонтиковидного тела жгутики, это простейшее выбрасывает струю воды и благодаря этому движется в противоположном направлении. Еще совершеннее принцип реактивного движения реализуется у краспедотеллы пилеолюс: вода набирается внутрь тела, а затем с силой выбрасывается через сужаемые к тому времени отверстия.

Вы видите 20% этой статьи, чтобы читать всё


на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.
за 300 руб.


Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы

Вниманию тех, кто оформил подписку через ООО «Межрегиональное агентство подписки» (ООО «МАП»): важная информация для вас размещена здесь.

Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.