• Журнал «Делопроизводство и документооборот на предприятии» октябрь 2015
  • Рубрика Оформление документов

Претензионная работа в секретарской практике

Как можно организовать претензионную работу в компании? Правильное использование данного инструмента позволяет снизить просрочки исполнения обязательств контрагентами.
Как оформить и направить претензионное письмо? Предлагаем образцы претензий, которые можно использовать на разных этапах конфликта.



Претензионная работа – один из краеугольных камней эффективной правовой работы в организации. Правильное использование данного инструмента позволяет снизить просрочки исполнения обязательств контрагентами и, соответственно, способствует увеличению прибыли компании в целом. Кроме того, претензионная работа зачастую позволяет значительно повысить эффективность исковой и судебной работы юридического подразделения компании. К сожалению, даже понимание всех этих простых истин далеко не всегда реализуется на практике. Тем более когда речь идет о небольших и средних фирмах, не способных ни содержать штатного юриста, ни платить внешним консультантам. В результате эта работа оказывается сваленной на кого угодно, начиная с бухгалтеров, менеджеров и заканчивая секретарями. В настоящей статье мы дадим несколько базовых советов, которые смогут помочь в ­подготовке ­претензий.

Зачем это нужно?

Основные задачи претензионной работы:

  • снижение объемов просроченной задолженности;
  • экономия издержек, поскольку досудебное урегулирование разногласий намного экономичнее их судебного рассмотрения;
  • контроль соблюдения договорных обязательств контрагентами и обеспечение ритмичности работы организации за счет своевременности исполнения контрагентами своих обязательств;
  • возмещение за счет виновных лиц ущерба, причиненного организации;
  • соблюдение претензионного досудебного порядка в тех случаях, когда оно обязательно.

Претензия – один из эффективных методов досудебного урегулирования разногласий в предпринимательской деятельности. Правильная организация претензионной работы может позволить повысить контроль как над внешними контрагентами, так и над собственными менеджерами организации. Ведь ни для кого не секрет, что при длительной работе между представителями различных организаций возникают определенные личные отношения, которыми сотрудники нередко злоупотребляют в ущерб своему работодателю. Регламентация претензионной работы может помочь в пресечении таких нежелательных для компании явлений. По своей сути претензионная работа является частью договорной работы в организации и строится на тех же основных принципах. Ее эффективность может быть обеспечена только системностью и налаженными взаимоотношениями между подразделениями организации.

Обязательна ли претензия?

В большинстве случаев ответ на вопрос, заданный в заголовке, – нет. Претензия всегда преследует две цели:

  • «усовестить» контрагента, напомнив ему о нарушении, и
  • провести подготовку к подаче иска в арбитраж.

Первого можно добиться и без пересылки бумажек, личным или телефонным общением. Что касается второй цели, то обязательная претензионная досудебная работа требуется в настоящее время только по ряду специфических договоров, например о транспортировке. В остальных случаях стороны сами могут определить в договоре, писать ли друг другу письма при возникновении проблем или сразу идти судиться. Впрочем, на практике в том или ином виде досудебные переговоры или обмен претензиями упоминаются в 99% заключаемых в РФ договоров. Можно утверждать, что досудебный обмен претензиями уже так давно вошел в деловую практику, что может рассматриваться как сложившийся обычай. Вместе с тем неправильно сформулированное в договоре условие об обязательном претензионном порядке может серьезно затруднить или даже затормозить последующий переход к судебной процедуре. Поэтому уже сама подготовка договора должна учитывать отдельные особенности и аспекты последующей претензионной работы.

В чем суть претензионной работы?

Претензионная работа состоит из нескольких больших блоков. Первый – подготовительный. Эта работа проводится еще на этапе согласования условий договора. На этом этапе определяется, будет ли в отношениях сторон установлен претензионный порядок и как он будет реализовываться. Обязательный досудебный обмен претензиями может быть эффективен как инструмент разрешения спора. При этом нужно реалистично подходить к срокам выставления и рассмотрения ­претензий, а также четко отразить в договоре порядок его реализации.

Автору на практике встречались, например, такие претензионные оговорки:

Вы видите начало этой статьи, чтобы читать всё


на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.
за 300 руб.

  нет голосов

Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы

Вниманию тех, кто оформил подписку через ООО «Межрегиональное агентство подписки» (ООО «МАП»): важная информация для вас размещена здесь.

Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.